USD 63.7606

-0.19

EUR 71.1696

+0.04

BRENT 59.57

+0.52

AИ-92 42.28

+0.01

AИ-95 46.04

+0.01

AИ-98 51.75

0

ДТ 46.25

-0.01

3 мин
2028

Расходный резерв

Обещанного ускорения госрасходов пока не произошло: за семь месяцев бюджет потратил меньше половины годового плана, отчитался Минфин. План по доходам может быть перевыполнен, а по расходам — недовыполнен, если только не случится новый банковский кризис, считают эксперты.

Расходный резерв Расходный резерв

По итогам января — июля федеральный бюджет получил 56,6% и потратил 48,3% от запланированного на этот год.
Итоги бюджета
За январь – июль доходы федерального бюджета составили 3,8 трлн руб., расходы – 4,7 трлн руб. Дефицит бюджета по итогам семи месяцев – 923,8 млрд руб., или 4,3% ВВП.


Нефтегазовые доходы (экспортная пошлина, администрируемая ФТС, и НДПИ, собираемый ФНС) за семь месяцев составили 1,3 трлн руб., это 64,4% годового плана. Средняя цена российской нефти за январь — июль — $52,6/барр. против $41, заложенного в бюджете. Несмотря на это, дефицит нефтегазовых доходов остается; но в июле объем отчислений из резервного фонда на покрытие нехватки нефтегазовых доходов сократился до 11 млрд руб. против 91 млрд в апреле. Согласно бюджету на нефтегазовый дефицит из резервного фонда за год должно быть потрачено порядка 400 млрд руб., к августу потратили чуть больше 180 млрд.

По прогнозу Минфина, представленному в правительство в конце июля, поступления нефтегазовых доходов в казну будут больше, чем планировалось, на 500 млрд руб. (на 24%), а ненефтегазовых — меньше на 640 млрд (14%), поэтому в целом годовой план по доходам Минфин снизил с 6,7 трлн до 6,56 трлн руб.

Промышленность, не связанная с нефтью, по-прежнему в трудном положении, объемы выпуска и прибыли сокращаются, а с ними и налоги, а в секторе торговли и услуг происходит смещение в сторону неформальной деятельности, объясняет нехватку ненефтегазовых доходов Владимир Тихомиров из «Уралсиба». ФТС за семь месяцев собрала 1,6 трлн руб. — менее половины от запланированного на год, ее руководитель Андрей Бельянинов на прошлой неделе заявил, что по итогам года ФТС может недобрать 400-500 млрд руб., т. е. перечислит в бюджет 86-89% от плана.

ФНС, наоборот, план перевыполняет — в бюджет перечислено 63,5% от плана (1,65 трлн руб.). Возможно, прогноз по доходам для ФНС был очень консервативным, а для ФТС — наоборот, оптимистичным, полагает Евгений Надоршин из «Траста». Задание для ФНС сокращено в сравнении с 2008 г. на 35%, для ФТС — на 25%. Но благодаря нефти план бюджетных доходов будет, вероятно, даже перевыполнен, думает Надоршин: «До конца года осталось собрать 2,9 трлн руб., это вполне реалистично». Доходы будут выше, чем в плане, за счет нефти, не сомневается Тихомиров.

А вот расходная часть бюджета может быть так и не выполнена, считает Тихомиров. В среднем в первом полугодии расходы казны составляли 650 млрд руб. в месяц, со второго полугодия они превысят 900 млрд, обещал министр финансов Алексей Кудрин. «Обеспечить ритмичное финансирование, не откладывать все на последние месяцы», — призывал правительство в начале июля премьер Владимир Путин. В июле расходы составили 831,2 млрд руб. — всего на 27,3 млрд (на 3,4%) больше июньских. Теперь, чтобы потратить запланированное, в августе — декабре бюджет должен тратить ежемесячно порядка 1 трлн руб.

Но за две недели августа ситуация не изменилась — по ликвидности на рынке никакого ускорения бюджетных трат не заметно, делится наблюдениями Надоршин. «Традиционного всплеска расходов в IV квартале избежать не удастся», — делает вывод Юлия Цепляева из Merrill Lynch, из-за резкого роста бюджетных расходов в конце года курс рубля ослабнет. Но не исключено, что план по расходам будет просто недовыполнен, говорит Цепляева.

Наводнившие рынок бюджетные рубли перейдут на валютный рынок, ЦБ придется снова тратить резервы и повышать ставку, думает Надоршин: «Вряд ли власти этого захотят: скорее всего, расходы просто недофинансируют». «При неравномерной динамике расходов придется повышать процентные ставки, но я этого не хочу», — предупреждал в конце июня председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Неравномерность расходов отражает неуверенность правительства в собственных антикризисных мерах, поддержка смещается в 2010 г., считает Надоршин.

«Я абсолютно убежден, что значительная часть расходов так и останется в бюджете», — говорит Тихомиров: из 3 трлн руб. антикризисной поддержки почти половина прямо или косвенно предназначена финансовому сектору и эти деньги держатся на случай возможного банковского кризиса осенью. Возможно, и деньги из резервного фонда изымаются «превентивно» с той же целью — чтобы иметь достаточное количество средств на счетах, если ситуация в банковской системе станет угрожающей, говорит Тихомиров. К августу из резервного фонда изъято 1,8 трлн руб., дефицит за семь месяцев составил чуть больше половины этой суммы. Именно «резервом на кризис» объясняется консерватизм Минфина в отношении финансирования расходов, а вовсе не волокитой, убежден Тихомиров. Если осень пройдет без потрясений, то расходы за год окажутся примерно на 1,5 трлн руб. меньше плановых, а дефицит бюджета — вдвое меньше, заключает он.

Система Orphus