USD 63.9542

-0.06

EUR 71.1299

+0.23

BRENT 59.29

-0.01

AИ-92 42.27

0

AИ-95 46.03

0

AИ-98 51.79

-0.04

ДТ 46.19

+0.03

1784

«Только активность потребителей нефтепродуктов и представителей финансового сектора смогут изменить рыночную ситуацию»

Заместитель генерального директора “ОМТ-Консалт” Юрий Ушаков рассказал в интервью Oil.Эксперт о структуре российского рынка нефти и нефтепродуктов, предоставил свою оценку рыночной ситуации и прогнозы.

«Только активность потребителей нефтепродуктов и представителей финансового сектора смогут изменить рыночную ситуацию» «Только активность потребителей нефтепродуктов и представителей финансового сектора смогут изменить рыночную ситуацию»

 

Заместитель генерального директора “ОМТ-Консалт” Юрий Ушаков рассказал в интервью Oil.Эксперт о структуре российского рынка нефти и нефтепродуктов, предоставил свою оценку рыночной ситуации и прогнозы.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце о компании и о задачах клиентов, которые она выполняет.
- Наша компания занимается информационно-аналитическим освещением работы рынка нефти и нефтепродуктов, консалтингом. Прежде всего, мы сосредоточены на российском рынке. Главная задача для наших клиентов – определение реальных рыночных цен на нефть и нефтепродукты. Информация и аналитика “ОМТ-Консалт” помогает им в принятии коммерческих решений, связанных с работой на рынке, а именно с продажей или закупкой топлива. Одно из направлений работы компании - хеджирование ценовых рисков. В России оно, к сожалению, пока не так популярно, как в Европе, однако, мы надеемся, что повышение прозрачности рынка позволит решить эту задачу. Но уже сейчас мы можем смело утверждать, что наша информация является основой для заключения контрактов с плавающей ценой.
- Дайте, пожалуйста, общую характеристику сегодняшнего рынка нефти в России?
- Структура рынка такова, что поставщики и потребители на нем – это подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний. Основные объемы поставок осуществляются между этими структурами по внутренним ценам. Есть доля свободного рынка, там работают компании-давальцы, а также некоторые мини-НПЗ. Но этот сектор очень мал – не более 2%. На свободный рынок нефть также попадает в том случае если, например, экспортная пошлина ограничивает прибыльность внешних поставок.
Основным серьезным потребителем нефти на свободном рынке является Уфимская группа НПЗ, где работают давальцы. ВИНКи сегодня не допускают сторонних давальцев на заводы, сосредотачивая прибыль от переработки сырья у себя. Хочу отметить, что, сам принцип вертикальной интеграции вполне нормален, он принят и на мировом рынке. Вместе с тем, есть отличия. Так, в Европе нефтепереработка гораздо более самостоятельна, что сказывается на рыночной ситуации.
- А какова в этом плане ситуация на рынке нефтепродуктов?
- Несмотря на то, что на рынке нефтепродуктов основная доля товара сконцентрирована в руках ВИНК, ситуация несколько другая. Роль трейдеров здесь намного выше, поскольку у ВИНК в силу их величины существуют определенные узкие места в маркетинге. Данные функции во многом переносятся как раз на трейдеров. Они становятся звеном между производителем и конечным потребителем. У нас сложно выделить трейдеров, которые работали бы в общероссийском масштабе, в основном их активность распределена по отдельным регионам или экспортным направлениям.
- Как Вы оцениваете процент свободного рынка нефтепродуктов?
- В розничной торговле подавляющая доля в реализации сконцентрирована в руках ВИНК. Что касается оптового сектора, то значительная часть топлива до потребителей доходит все-таки через трейдеров, причем в ряде случаев в цепочке поставок могут участвовать не одна, а 2 и более торговых компаний. Хотя сбытовые структуры ВИНК и занимаются реализацией нефтепродуктов в крупном и мелком опте, эта деятельность направлена прежде всего на обеспечение собственных региональных розничных сетей.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о механизме ценообразования, как формируется себестоимость нефти, которая поставляется на заводы по давальческой схеме?
- Вообще у нас подход к ценообразованию на рынке нефти отличается рядом особенностей. С одной стороны, ориентиром для поставок на внутренний рынок (в плане доходности) является экспортная цена. С другой стороны, анализируется себестоимость сырья и налоговая составляющая, последняя весьма высока и достигает 75-80% от отпускной цены для завода.
Таким образом, когда нефть поставляется на заводы Уфимской группы НПЗ, то в структуру себестоимости входит налоговая нагрузка, затраты на добычу и транспортировка плюс прибыль продавца сырья. Как я уже сказал, ориентиром для формирования рыночной, отпускной цены является цена netback, приведенная к определенному базису поставки. Формируется некий ценовой ориентир, по которому нефтедобывающим компаниям было бы выгодно реализовать нефть на внутренний рынок. В дальнейшем, конечно, в зависимости от изменения ситуации на мировом рынке к моменту торговли, возможны изменения этой цены в большую или меньшую сторону.
- Какова периодичность изменения цен для поставок давальческого сырья?
- Обычно цена меняется каждый месяц. Большинство компаний заключают долгосрочные договоры, но закупки на каждый месяц происходят по новой цене, в зависимости от рыночных условий. В ряде контактов фиксируется формульная цена и в этой формуле также может быть переменная, меняющаяся от текущих факторов.
По срокам: обычно торговля начинается в 20-х числах каждого месяца и заканчивается ближе к концу месяца. Активная фаза торгов - от недели до десяти дней. После этого формируются графики на прокачку нефти на завод.
- «ОМТ-Консалт» публикует собственные котировки этих цен?
- На сегодняшний день мы отдельных услуг по котировкам нефти не предоставляем. Несмотря на то, что мы внимательно следим за этим рынок, этого недостаточно – рынок непрозрачен. Хотя в ближайшей перспективе мы планируем к этому подойти. Сейчас наша аналитика базируется на информации мировых ценовых агентств, мы осуществляем расчеты netback.
- Не могли бы Вы охарактеризовать состояние рынка топлива в конце 2008 года, насколько отличается ситуация в первом квартале 2009 года?
- Во второй половине 2008 года на рынке происходило серьезное падение цен. Всем известно, что это связано с мировым финансовым кризисом, с падением спроса на топливо. Эта ситуация и по сей день давит на рынок, однако, уже в феврале этого года на мировом рынке наблюдался положительный тренд.
Что касается российского рынка, то в январе спрос здесь был относительно высоким, также была высокой привлекательность экспорта, что привело к некоторому снижению предложения на внутреннем рынке.
В феврале ситуация коренным образом изменилась в связи с ростом таможенных пошлин – теперь экспорт стал гораздо менее привлекательным, и продавцы пытались продать как можно больше объема на внутреннем рынке. Ситуация осложнилась еще и тем, что группа Уфимских НПЗ пересмотрела дату подачи заявок на завод. То есть раньше давалец должен был подать заявку на отгрузку собственных нефтепродуктов на завод до 15 числа, а сегодня эта дата сместилась на 10 число. Соответственно, резко увеличилось предложение. А ориентиром для цен на ближайшее будущее по-прежнему является экспортная альтернатива – сравнительная эффективность поставок на экспорт и на внутренний рынок.
- Ваша оценка, что произойдет на мировом рынке до конца года и как это отразится на внутреннем?
- В 2009 году резкого изменения ценовой ситуации на нефть, скорее всего, не будет. Связано это с сохранением последствий кризиса и отрицательной динамикой ВВП во многих странах. По сегодняшним данным, продолжается сокращение спроса на нефть. Какие-то кардинальные изменения могут произойти где-то к середине 2010 года, когда оживет финансовый сектор и сложатся воедино другие факторы, способные повлиять на рост цен.
В России ситуация также будет более или менее ровной. Если мировая цена на нефть будет стабильной, то стабилизируется и пошлина и прочие налоги. Значительных колебаний цен мы также не ожидаем. Риски, конечно, сохраняются. Если мировые фондовые индексы упадут ниже существующего уровня, то цена на нефть также может пробить нынешнее «дно». Хотя вероятность такого сценария низка. Слишком уж близко в этом случае цена подойдет к реальному уровню себестоимости.
- А какова, на Ваш взгляд, долгосрочная перспектива? В прошлом году, когда потребление сырья и цены на нефть росли, мы слышали ряд прогнозов дефицита нефти.
- Большинство компаний и аналитиков сходятся в том, что запасов нефти хватит на 40-50 лет активного потребления. Если мы придем к тому, что Арктический шельф и другие перспективные зоны будут и дальше разведываться и разрабатываться, то нефти хватит надолго. Новые прогнозные запасы могут перекрыть все ресурсы крупнейших действующих мировых месторождений. Не думаю, что в ближайшие 100 лет мир столкнется с проблемой нехватки нефти.
- Высшие руководители России неоднократно заявляли, что нам нужно своими сырьевыми товарами торговать в России за рубли. По Вашему мнению, эта задача достижима? Могут ли в этом помочь отечественные агентства и консалтинговые компании, способны ли они стать центрами формирования котировок?
- Задачи, конечно, амбициозные. На мой взгляд, подход к ценообразованию может изменить, пожалуй, только биржа, которая будет центром торговли. Однако на сегодняшний день в России биржа не готова полноценно функционировать в том виде, в котором планирует правительство.
Основная причина - в руках ВИНК сосредоточен полный цикл добычи, переработки и продажи нефти и нефтепродуктов, поэтому в нефтяной бирже на нашем рынке они большой необходимости не видят. Да, правительство обязывает их создавать биржи и торговать на них, но высокой активности нет.
Серьезным стимулом был бы интерес со стороны конечных потребителей нефтепродуктов: крупные промышленные предприятия, прежде всего энергетика, сельхозпредприятия, транспортные предприятия. Они действительно заинтересованы в создании биржи, но я не вижу реальных подвижек с их стороны.
Еще одна серьезная группа - представители финансового сектора, которые могли бы использовать инструменты работы на товарном рынке. Но и финансовый сектор сегодня не очень активно движется в этом направлении, поскольку инструментов на мировом рынке хватает. Ну и, конечно, на их уровень активности влияет кризис.
Что касается котировок…Они, по большому счету, отражают информацию о сделках, не подменяя действующие механизмы ценообразования, и не формируя каких-то единых правил взаиморасчетов между участниками сделок. Безусловно, российские аналитические агентства могут адекватно котировать спотовый рынок нефтепродуктов, но основной расчетной валютой по сделкам на этом рынке всегда будет оставаться валюта, наиболее удобная для его участников. То есть, консалтинговые компании отражают лишь то, что фактически происходит на рынке, а правила торговли, в том числе и требования к расчетной валюте могут задавать только биржи.
- В этой связи какова Ваша оценка роли внебиржевых электронных торговых площадок по нефтепродуктам?
- Можно сказать, что в какой-то степени они сегодня подменяют биржу. Их роль сегодня - систематизация спотового рынка нефтепродуктов, повышение его прозрачности, создание и развитие конкуренции между сбытовыми структурами. Эта задача, безусловно, выполняется на тех площадках, которые предоставляют пользователям определенные механизмы торговли, а не только доску объявлений. В конечном счете, все это дает преимущество потребителю.

Система Orphus