Цены на нефть на научной основе
В МАП считают, что целесообразно развивать практику формирования цен на нефть и нефтепродукты на основе биржевых фьючерсных котировок
Изначальное разделение региональных рынков нефтепродуктов было произведено после закрепления за основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) территорий, обслуживаемых их дочерними предприятиями. И в настоящее время ВИНК остаются доминирующими хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов и нефтепереработке. Отмечается затрудненность доступа хозяйствующих субъектов к нефтехранилищам, а "малые предприятия" нефтяного сектора не имеют доступа к мощностям НПЗ, входящих в структуру ВИНК.
Эффективной мерой развития конкуренции на рынках нефтепродуктов на данном этапе может быть осуществление постоянного контроля экономической концентрации, мониторинг состояния конкуренции с целью пресечения и недопущения антиконкурентных действий со стороны участников рынка. Целесообразно развивать практику формирования цен на нефть и нефтепродукты на основе биржевых фьючерсных котировок, а также применять конкурсный подход к организации поставок нефтепродуктов для государственных нужд.
Как сообщает пресс-центр МАП, Коллегия постановила подготовить предложения по порядку реализации нефтепродуктов с использованием биржевых площадок и механизму отбора бирж; подготовить предложения по механизмам накопления запасов нефтепродуктов и их реализации для целей экономического регулирования; подготовить обращение в Минэнерго о необходимости при разработке Положения о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки предусмотреть в условиях лицензирования возможность (необходимость) обеспечения основ единого рынка, в том числе в части резервирования топлива хозяйствующими субъектами на случай кризисных ситуаций.
Теруправлениям МАП поручено провести анализ региональных рынков нефтепродуктов, обратив внимание на состояние конкуренции между поставщиками; соответствие цен на нефтепродукты рыночному уровню, цепочкам последовательных перепродаж нефтепродуктов от производителей до потребителей; наличие соглашений органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку и транспортировку нефтепродуктов.