Сейчас ведется разработка проекта поставок азербайджанского газа в Китай через территорию Казахстана.
Об этом сообщил гендиректор КазТрансГаза С. Султангалиев.
Переговоры относительно разработки и реализации этого проекта велись на уровне руководителей компаний обеих стран.
"Когда объявят о решении, мы приступим к подготовке технико-экономического обоснования, будем вести соответствующие переговоры с азербайджанской стороной и подсчитывать экономическую составляющую", - заметил С.Султангалиев.
В КазТрансГазе отметили, что между компаниями Казахстана и Азербайджана установлены партнерские отношения.
"Азербайджан - наш сосед по Каспию, братская республика, и такие проекты в будущем вполне могут быть осуществимы", - считает C.Султангалиев.
Главы КазМунайГаз и SOCAR несколько лет назад сообщали о намерении рассмотреть совместный проект прокладки газопровода по дну Каспия для организации поставок азербайджанского газа через территорию Казахстана в Китай.
Намерение, в общем-то ожидаемо.
Для Азербайджана этот проект выгоден.
Азербайджан успешно развивает проект TANAP, который пришел на замену Nabucco, и поддерживается Европой и Украиной.
По понятным причинам так уклончив глава минпромэнерго Азербайджана Н. Алиев, говоря о том, что проект Транскаспийского магистрального газопровода (МГП) включает в себя не только вопросы статуса Каспия, но и политику, и коммерческие интересы сторон.
Зачем Азербайджану пускать конкурирующий туркменский газ в Европу?
Да, и пока Туркменистан и Азербайджан не определятся по принадлежности месторождения Кяпаз (Сердар) на Каспийском море, о проекте Транскаспийского МГП из Туркменистана в Азербайджан можно забыть.
Построив МГП в Китай через Казахстан, Азербайджан может составить серьезную конкуренцию Туркменистану, который заключил договор с Китаем на поставку 65 млрд м3/год газа. Казахстан в любом случае будет в выигрыше от поставок газа в Китай.
За транзит будет платить и Туркменистан, и Азербайджан.
Именно поэтому, голос Казахстана стал звучать существенно тише среди противников Транскаспийского МГП.
Но, это не все.
Имея такой МГП, при изменении конъюнктуры газового рынка, ничего не сможет помешать запустить его в реверсном режиме, как это сейчас делает Украина.
Если Транскаспийский МГП будет построен, то на юге СНГ будет создана мощная ГТС, объединяющая ГТС Туркменистана, Казахстана и Азербайджана с Грузией. Эта ГТС может на равных конкурировать с ГТС Газпрома.
Строительство Транскаспийского МГП крайне опасно для России, именно как предпосылка создания мощной ГТС на юге СНГ.
Поэтому , Россия , вероятно, приложит максимум усилий, чтобы не допустить этого.
А Казахстан, тем временем, успевает дружить и с Грузией.
Недавно КазТрансГаз заявил, что хочет погасить долг перед Грузией.
В 2009 г, когда КазТрансГаз рассматривал возможность продать КазТрансГаз-Тбилиси за 200 млн долл США, потенциальными покупателями являлись SOCAR (ГНКАР) и К. Каладзе Кала-капитал.
Не купив тогда КазТрансГаз-Тбилиси, SOCAR (ГНКАР) 15 ноября 2012 г завершила сделку по приобретению Итера -Грузия ( в Грузии это звучит ностальгически красиво, Сакартвело).