11 марта 2014 г А.Улюкаев разъяснил журналистам, что допускает возможность выделения средств из ФНБ на строительство магистрального газопровода (МГП) Сила Сибири.
Проблема финансирования строительства МГП Сила Сибири актуализировалась после подписания долгожданного контракта на поставку в Китай российского трубопроводного газа.
CNPC и Газпром 21 мая 2014 г в рамках визита В.Путина в Китай подписали контракт на поставку в Китай 38 млрд м3/год газа в течение 30 лет общей стоимостью 400 млрд долл США.
Затраты тоже не маленькие.
Только на строительство МГП Сила Сибири и всей инфраструктуры, в тч газоперерабатывающего и газохимического завод для выделения гелия и других компонентов из газа Якутского и Иркутского центров газодобычи (ЦГД), придется потратить 55 млрд долл США.
Где их найти?
Газпром договорился о включении в контракт на поставку газа в Китай выделение от CNPC предоплаты на строительство МГП Сила Сибири в размере 25 млрд долл США.
4 июня 2014 г в г Астрахани на заседании Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности В.Путин рекомендовал Правительству и Минфину подумать над возможностью докапитализации Газпрома на объем стоимости строительства новой инфраструктуры.
Подумал и глава Минэкономразвития А.Улюкаев.
По его мнению, речь может не идти о докапитализации Газпрома.
Как говаривал о нем В.Путин - « Господин Улюкаев -уважаемый человек, по-английски сносно говорит, человек с абсолютно рыночными мозгами».
Но, если Газпром создаст SPV компанию, которая будет заниматься проектом строительства МГП Сила Сибири и, вероятно, объектами инфраструктуры, то вхождение в капитал этого SPV может быть осуществлено за счет средств ФНБ.
Это может быть сделано акциями, как , к примеру, в проект РЖД БАМ-Транссиб, где ФНБ входит в капитал - в привилегированные акции.
А.Улюкаев также приоткрыл секрет об инвестиционном меморандуме ФНБ, где появятся дополнительные возможности по направлению средств ФНБ не только в долговые обязательства , но и вхождению в собственность с возможностью ее последующей продажи.
Для любознательных поясним, что SPV (Special Purpose Vehicle) - обычно, специально учрежденная компания, которая выпускает свои ценные бумаги, а затем использует полученные средства на финансирование инвестиционных проектов головной компании.
Нередко SPV создается для минимизации объема раскрываемой о компании, как эмитенте облигаций, информации.
SPV регистрируется, когда подготовка эмиссии проведена, параметры займа согласованы, поручители определены.
SPV, в отличие от обычной компании, всегда предназначена для реализации конкретного проекта, что фиксируется в Уставе компании.