Москва, 11 фев - ИА Neftegaz.RU. Глава Роснефти И. Сечин в письме президенту РФ В. Путину назвал сделку по сокращению добычи нефти ОПЕК стратегической угрозой для России. Он считает, что соглашение создает преференции для США.
Глава Роснефти И. Сечин написал президенту В. Путину письмо, в котором говорится, что сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти является стратегической угрозой для России, поскольку выгоду от нее получат США.
По некоторой информации, это письмо было направлено В. Путину еще в декабре 2018 г.
Эпистолярный жанр довольно развит среди властных структур.
В октябре 2012 г. А.Миллер и И.Сечин писали печальные письма В.Путину о задержке в выдачи лицензий на освоение недр на шельфе РФ.
В. Путин быстро отчитал правительство за затягивание процесса, и вопрос был решен.
В 2013 г И.Сечин эпистолярно попросил В.Путина поручить правительству напрямую продать Роснефти принадлежащие государству 20% Новороссийского морского торгового порта (НМТП), подконтрольного Транснефти и группе Сумма.
НМТП Роснефть не получила, а владелец группы Сумма З. Магомедов и его брата М. Магомедова с конца марта 2018 г. задержаны и сидят.
В 2014 г. И. Сечин эпистолярно заявил министру экономразвития А. Улюкаеву, что газпромовский дисконт приведет в росту цен. В социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития РФ на 2015-2017 гг предполагалось, что в 2015 г Газпром сможет предоставлять дисконт в размере 2,5%, в 2016 г - 5%, потому что освободилось около 50 млрд м3/год, ранее экспортируемого на Украину газа.
Дисконт не прошел, а А. Улюкаев и не министр ныне вовсе.
В октябре 2014 г. И. Сечин эпистолярно попросил у В. Путина 1,5 трлн руб из ФНБ, мотивируя это введенными против компании санкциями США.
В 2015 г. Роснефть в письме сильно попросила освободить крупных экспортеров нефти от предоставления банковских гарантий, которые подтверждают освобождение от уплаты акцизов при экспорте нефтепродуктов.
Нынешние тезисы И. Сечина:
- доля российской нефти на мировом рынке падает. В 1990 г. она составляла 16,3%, а сейчас - 12%;
- c 2007 г. добыча нефти в России выросла лишь на 10%, в то время как в США, Бразилии и Ираке на 87%, 50% и 111% соответственно;
- потребители переориентируются с российской нефти на другие сорта, перестраивают логистические цепочки;
- это может сделать необратимой потерю российскими компаниями рыночной доли;
- участники соглашения ОПЕК+ фактически создали преференциальное преимущество для США. А Штаты считают увеличение собственной доли на рынке и захват целевых рынков своей основной задачей;
- это стало стратегической угрозой развитию нефтяной промышленности России. Ключевой стратегической задачей, с которой сегодня сталкивается отечественная нефтянка, является дальнейшее снижение доли России на рынке, несмотря на наличие качественных добываемых запасов нефти, необходимой инфраструктуры и персонала.
Однако рекомендаций по поводу того, следует ли продлевать соглашение с ОПЕК+, в т.ч. с Россией, которое начало действовать еще в 2017 г. в письме И. Сечина не было.
Пресс-секретари молчат:
- М. Леонтьев отказался комментировать слухи и заявил, что деловую переписку в компании не обсуждают.
- Д. Песков также сказал, что традиционно не комментирует переписку.
И. Сечин неоднократно выступал против соглашения ОПЕК+.
В Роснефти уверены, что сделка с ОПЕК позволит США увеличить долю на рынке.
Еще в 2016 г. И. Сечин признал, что благодаря прорывным технологиям, возник новый регулятор на рынке, которым стала сланцевая добыча в США.
А в апреле 2017 г. Роснефть предупредила Минэнерго о продолжающемся росте сланцевой добычи в США и посоветовала внимательнее следить за ней.
Сделка ОПЕК+ была заключена в конце 2016 г.
Странно, что опасности, о которой говорит И. Сечин, в Минэнерго не видят.
Скорее всего, опасность видят, но эта опасность не в том, что подписываются соглашения ОПЕК+, а в том, что на геологоразведку просто не хватает средств.
Почему? Это - другой вопрос.
Без разведки ресурсов не будет и роста добычи.
Зависимость нефтегаза РФ от иностранных технологий тоже снижает перспективы роста добычи, о чем заботится И. Сечин.
Странно, что в такой богатой ресурсами стране не хватает средства на научные исследование и на ГРР.
Впрочем, похоже, лед тронулся.
Во всяком случае, власти РФ анонсировали желание использовать наработки молодых ученых в нефтегазе и других отраслях ТЭК.
Недавно даже Росатом заключил соглашение с РАН о развитии новых технологий.
Все начинания душит торговля влиянием или коррупция.
А Венское соглашение ОПЕК+ несколько раз продлевалось.
На встрече в г. Вена 7 декабря 2018 г. страны ОПЕК+ в очередной раз продлили соглашение о сокращении добычи в 1м полугодии 2019 г. на 1,2 млн барр./сутки.
За точку отсчета для большинства стран был взят октябрь 2018 г.
При этом страны ОПЕК должны снизить добычу на 800 тыс. барр./сутки, страны не-ОПЕК - на 400 тыс. барр./сутки.
Россия взяла на себя долю в 228 тыс. барр./сутки,
Если Россия откажется от сделки, это приведет к резкому снижению цен на нефть или вынудит Саудовскую Аравию нести большую часть бремени по сокращению добычи, чтобы продолжать поддерживать мировые цены на нефть.
Однако Саудовская Аравия не намерена делать это в одиночку.
Она настаивала на том, чтобы Россия сократила добычу на 300 тыс. барр.
А 14 января 2019 г. министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х. аль-Фалих надменно упрекнул Россию в том, что она слишком медленно сокращает добычу в рамках соглашения ОПЕК+.
Автор: О. Бахтина