Волокно утончается.
Отсутствие отечественного производства текстильного ПЭТФ укрепляет зависимость страны от импорта
В пятницу 4 октября 2012 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва» прошла конференция «Полимерные волокна и нити 2012». Ситуация в отрасли сложна: объемы производства не сопоставимы с показателями других стран-производителей, отрасль зависит от импорта. Проблемы можно решить при помощи запуска новых мощностей. Когда они будут реализованы – главный вопрос мероприятия. Об этом в приветственном слове рассказала генеральный директор Inventra Анна Даутова.
Советник директора по поставкам оборудования «ВНИИСВ» Виктор Керницкий представил обзор отечественного производства полимерных волокон. Суммарный объем производства полимерных волокон и нитей в 2011 году составил 196,5 тыс. т, из которых наиболее крупным сегментом стал спанбонд – 64,3 тыс. т. При этом в производстве этого нетканого материала в подавляющем большинстве использовался полипропилен. На втором месте оказались полиэфирные волокна – 51,6 тыс. т (в основном, из отходов бутылочного полимера), а производство полиамидных волокон и нитей достигло 39,1 тыс. т. Последний сегмент по объему – полиолефиновые волокна (22,3 тыс. т).
Россия импортирует все виды полимерных волокон и нитей, в то время как объемы экспорта остаются минимальными. Если доля собственного производства в таких сегментах, как пленочные нити и ПА волокна, превышает 80%, то в других сегментах ситуация обстоит хуже – отечественное производство не может обеспечить потребность внутреннего рынка и на половину. Наиболее сложно ситуация обстоит с полиэфирными волокнами – в суммарном объеме импорта в 2011 году их доля составила две трети. Общий объем потребления полимерных волокон составил 416,1 тыс. т.
Важным фактором, влияющим на развитие рынка, является обеспеченность сырьем. Если с полиамидом и полипропиленом ситуацию можно охарактеризовать как положительную, то с сырьем для полиэфирного волокна положение дел критическое – в России никто не производит ПЭТФ текстильного качества. Проект производства ПЭТФ текстильного назначения мощностью 180 тыс. т в год в Ивановской области может изменить ситуацию к лучшему, однако даже по самым оптимистичным оценкам проект не будет осуществлен ранее 2017 года.
О мировом производстве и потреблении полимерных волокон и нитей рассказал директор текстильного департамента компании «Колтек Интернашионл» Эмиль Айзенштейн. Объем мирового производства всех видов текстильного сырья в 2011г. вырос на 6,4% до 85,9 млн. т, а доля химических волокон в этом количестве составляет 52,7 млн. т. То есть химические волокна составляют две трети от мирового производства. Потребление всех видов волокон при этом составило около 82 млн. т, что всего на 2,4% больше предыдущего года.
Высокими темпами продолжает развиваться технический текстиль, 47% от мирового выпуска которого ведется в азиатском регионе, а на Китай приходится 11% экспорта этой продукции в мире. Среди химических волокон подавляющее развитие получили полиэфирные волокна, составляющие 74% мирового баланса. Производство ПЭФ волокон достигло в 2011 году 38,8 млн. т. Говорить о схожих тенденциях в России не приходится.
Директор по маркетингу и стратегическому развитию компании «КуйбышевАзот» Дмитрий Рыбкин согласился, что мировое производство синтетических волокон и нитей растет превосходящими темпами по сравнению с выпуском натуральных волокон. Так, в период с 1990 по 2011 производство натурального продукта выросло чуть более чем на треть, в то время как производство синтетических волокон увеличилось почти в три раза. В России же ситуация обратная: производство и натуральных, и синтетических волокон сократилось в 2,5 раза.
Ситуация с ПА волокнами обстоит еще хуже – выработка снизилась в 5,7 раз. Так, производство полиамидных волокон и нитей в 2011 году велось на четырех предприятиях, в то время как в 1998 году действовали восемь производителей. На текущий момент все производство полиамидных нитей и волокон сконцентрировано на трех производственных площадках (Тольятти, Курск и Щекино), интегрированных в группу компаний, возглавляемую компанией «КуйбышевАзот» - производителем основного сырья (полиамида-6). Данные предприятия получают необходимые для развития инвестиции, что позволит им повысить конкурентоспособность собственной продукции и расширить её присутствие на внутреннем и мировом рынках полиамидных волокон. «КуйбышевАзот» планирует среднегодовой рост выпуска капроновых волокон -5,5% к 2015 году. Далее к 2020 г. будет происходить увеличение производства преимущественно за счет технических нитей - на 2,5 % ежегодно. За период с 2012 по 2020 компания планирует инвестировать в свое производство около 3,2 млрд. рублей. Экспорт – одно из перспективных направлений деятельности компании. «КуйбышевАзот» планирует расширение ассортимента и объемов продаж полиамидных волокон и нитей на экспорт, - в такие страны как Индия, Турция, Иран, страны ЕС, США и пр. При этом господин Рыбкин отметил, что приоритетным рынком остается отечественный, но усилиями только одной компании его не спасти.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании «СветлогорскХимволокно» Евгений Микулинский считает, что развитие рынка полипропиленовых нетканых материалов (спанбонда) в России можно разделить на 3 этапа. Первый этап длился до 2008 года и характеризовался почти полным отсутствием сырья. Производство спанбонда велось на устаревшем либо малопроизводительном оборудовании из Азии и не покрывало большую долю рынка. В рамках следующего этапа, который продлится до 2013 года, произошел резкий скачок по выпуску полипропилена и нетканых материалов из этого материала, в результате рынок оказался не готов потреблять такие объемы. В последующем, на третьем этапе, будет достигнут баланс между спросом и предложением.
Господин Микулинский отметил, что сейчас на рынке потребления заметен существенный дисбаланс распределения по сегментам относительно европейского производства. Так в Европе основным применением спанбонда является гигиена (производство одноразовых гигиенических изделий) – более 30%, в настоящее время в РФ потребление для этой сферы применения в разы меньше.
Заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Олег Кащеев сообщил, что министерство готово оказывать поддержку проектам по производству полимерных волокон и сырья для них. В частности, проект в Ивановской области проходит при поддержке Минпромторга, и господин Кащеев уверил участников, что в стране до 2020 года будет запущено производство текстильного ПЭТФ.
За последние годы под влиянием экономических условий в текстильной промышленности произошел переход от натуральных волокон к химическим. Благодаря современной науке вторые приблизились к первым по многим показателям, в том числе и по гигиене. Однако не стоит совсем хоронить натуральные волокна – докладчик уверен, что ниша этого продукта заключается в премиум- и люкс-сегментах. Также господин Кащеев отметил, что он ожидает возрождения производства вискозного и целлюлозного волокна в России. Сырье в этом случае можно получать из некоторых однолетних растений, которые хорошо растут в отечественном климате.
Менеджер по продажам волокон компании Global Service International (GSI) Риккардо Ламперти представил ситуацию на мировом рынке полиэфирных волокон. Сегодня Китай занимает доминирующее положение в производстве продукта. Сырьем для текстильного ПЭТФ служат моноэтиленгликоль и терефталевая кислота, производство которых в странах Азии оказывается существенно дешевле. В результате, разница цен между европейским и азиатским производством полимера в среднем превосходит 60 долларов. Доля Китая в мировом производстве терефталевой кислоты стабильно увеличивается, и, если в 2006 году доля страны составляла 19%, то прогнозы на 2016 год говорят о доле в 49%. В производстве МЭГ за эти же годы доля выросла с 9 до 24%. Азиатская страна является крупнейшим производителем параксилола (сырье для ТФК), терефталевой кислоты, полистирола, полиэфирных нитей и штапельных волокон. Все ведет к тому, что к 2020 году Китай «выбьет» с рынка всех остальных производителей.
Однако, по мнению господина Ламперти, другие страны имеют неплохие шансы на сохранение или увеличение собственного производства полиэфирных волокон при учете определенных факторов. Если предприятие обладает гибкостью производства, доверительными отношениями со своими поставщиками и хорошим источником сырья, то оно может быть успешным. Решающее значение играет логистика – откуда производство будет брать сырье и куда будет продавать свой продукт. Именно она важна при учете таких проектов, как производство в Иванове.
Председатель правления «Ассоциации предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области» Василий Гущин отметил, что в регионе оказывается господдержка текстильной отрасли, а предполагаемый объем инвестиций составит более 20 млрд. рублей. Сейчас рассматривается 12 инвестиционных проектов, которые обеспечат 70 тыс. т. переработки полимерного волокна в отрасли. При этом, по мнению господина Гущина, текстильная промышленность в области не будет иметь будущего, если она будет позиционироваться в секторе недорогих товаров. В таком случае ее задушит серый импорт. Единственный выход – переход на выпуск искусственного текстиля. Докладчик считает, что пока рано обсуждать проект нового производства текстильного ПЭТФ в Ивановской области.
Директор по научно-исследовательской работе «НИИТЭХИМ» Дмитрий Клепиков обратил внимание участников на то, что в 2009 году производство было на уровне послевоенного 1947 года, а показателей 2007 года до сих пор достигнуть не удалось. Основными причинами бедственного положения отрасли являются сокращение платежеспособного спроса со стороны основных потребляющих отраслей, неконтролируемый рост цен на сырье, энергию, транспортные услуги, и, соответственно, рост цен на конечную продукцию, финансовая нестабильность предприятий химических волокон и нитей, постоянный дефицит оборотных средств и низкий технический уровень производств. Большая часть оборудования чрезвычайно изношена. Все это приводит к тому, что импорт составляет более 70%. Рынок остается бесхозным – представители института обращались в крупные компании, в том числе и в «Сибур». Однако в ответ слышали, что компании не видят рынка и не готовы верить представленным отчетам.
Даже проект в Ивановской области, по мнению докладчика, имеет свои минусы. Господин Клепиков считает, что будущему предприятию будет трудно «врезаться» в экспортную трубу, как озвучивалось изначально, а значит, возникнут проблемы с сырьем. Также докладчик отметил, что даже в органах власти нет целостности – за все отвечают различные департаменты, которые не всегда знают о положении дел друг у друга.
Заместитель генерального директора Завода нетканых материалов «Термопол» («Холлофайбер»)» Владислав Иванов, считает, что ситуация может качнуться как в сторону развития отечественного производства, так и в сторону полной зависимости от импорта. Именно поэтому компания поддерживает все проекты, в том числе и производство текстильного ПЭТФ в Ивановской области. Необходимо подготовить резолюцию для правительства, в которой будет показано комплексное положение сразу нескольких отраслей. Вопрос о создании комплекса по производству полиэфирного волокна в РФ носит стратегический характер.
Докладчик отметил, что существующие в настоящее время технологии выпуска полиэфирных волокон из вторичных ПЭТ-ресурсов (переработка) не позволяют применять их для производства нетканых материалов с высокими потребительскими свойствами. Еще одной важной проблемой рынка является контрафактная продукция. «Развитие рынка возможно лишь в случае, когда на рынке будут налажены правила игры. Пока производители будут оставаться разрозненными, добиться успеха не получится», – считает господин Иванов.
Генеральный директор Inventra Анна Даутова выразила мнение, что производство полиэфирных волокон может возникнуть лишь там, где производится необходимое сырье. Пока в России нет выпуска текстильных марок ПЭТФ, а реализация анонсированных проектов затрудняется целым рядом препятствий. В первую очередь, такие проекты должны быть поддержаны Минпромторгом, но и в министерстве департаменты не могут договориться между собой, а порой даже не знают, как обстоят дела у соседей. Пока в России не видно силы, которая могла бы сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Однако, если толчок произойдет, индустрия наконец-то сможет реализовать свой огромный потенциал.