USD 90.6944

+1.15

EUR 100.204

+1.27

Brent 77.38

+0.19

Природный газ 2.189

-0.02

...

Вторая конференция «Argus Топливные компоненты – 2015» собрала участников рынка в Москве

Международное ценовое агентство Argus Media 9 декабря 2015 г. провело в Москве Вторую конференцию «Argus Топливные компоненты – 2015». 

Вторая конференция «Argus Топливные компоненты – 2015» собрала участников рынка в Москве

Международное ценовое агентство Argus Media 9 декабря 2015 г. провело в Москве Вторую конференцию «Argus Топливные компоненты – 2015». Мероприятие состоялось при поддержке информационно-аналитического центра Rupec и генерального партнера – газоперерабатывающей и нефтехимической компании «СИБУР».

В конференции приняли участие производители моторного топлива и топливных компонентов, представители нефтехимических холдингов, сетей АЗС, торговых, транспортных и логистических компаний, в том числе «СИБУРа», «Лукойла», «Газпром нефти», «Импэкснефтехима», «ТАИФ-НК», ГК «Титан», «Татнефть-АЗС-Запада» и многих других.

На конференции обсуждались вопросы функционирования российского и мирового рынков автомобильного бензина и высокооктановых компонентов, модификаторов дизельного топлива, а также проблемы, связанные с суррогатным топливом.

Участники конференции обсудили нюансы перехода на топливо пятого экологического класса и степень готовности отечественных производителей к данным изменениям. Несмотря на отставание от ранее согласованных с российским Министерством энергетики сроков модернизации некоторых НПЗ, дефицита топлива пятого класса в 2016 г. ожидать не стоит. К такому мнению пришли участники дискуссии и интерактивного голосования.

Леонид Кручинин, заместитель генерального директора «Импэкснефтехима», продемонстрировал несколько сделанных в разное время различными компаниями прогнозов потребления высокооктановых компонентов, которые оказались далеки от действительности. В частности, некоторые участники рынка говорили о возможном дефиците этих продуктов. Но в 2015 г. на некоторых НПЗ сформировался избыток высокооктановых компонентов (например, алкилата), и эти заводы успешно реализуют данные продукты как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данная ситуация может стимулировать производителей МТБЭ в ближайшие несколько лет расширить объемы и географию экспортных поставок компонентов. В своем выступлении аналитик Argus Анастас Гатунок отметил, что в настоящее время на мировом рынке сохраняется тенденция стабильного повышения спроса на метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), причем локомотивом роста по-прежнему выступает Китай.

Уже сейчас очевидно, что действующие в России мощности, которые соответствуют требованиям техрегламента, могут в совокупности закрыть потребности внутреннего рынка в высокооктановых компонентах. Это подтверждается производствами ВИНКов и нефтехимиков по МТБЭ (метил-трет-бутилового эфира) и ТАМЭ (метил-трет-амилового эфира), новыми проектами по наращиванию мощностей, отметил в своем выступлении на конференции директор по стратегическому развитию СИБУРа Дмитрий Колобов.

Алексей Родичев, директор по продажам и маркетингу дирекции углеводородного сырья компании «СИБУР», рассказал о перспективах увеличения мощностей по МТБЭ на тольяттинской площадке СИБУРа, отметив, что компания стремится удовлетворить спрос на МТБЭ со стороны российских производителей, а также рассматривает возможность поставки продукции на экспорт.

Ситуация с суррогатным топливом на российском рынке стала одной из активно обсуждаемых тем конференции. В своем выступлении вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов представил итоги проверок качества бензина на АЗС России, отметив, что признаки нарушения требований технического регламента были выявлены на трети станций, участвовавших в мониторинге (более 35%). Признаки запрещенных техрегламентом присадок в 98% случаев были выявлены на несетевых АЗС. Одной из основных причин является использование присадки монометиланилин (ММА), сверхнормативная концентрация которой является основным способом достижения необходимого октана в суррогатном топливе. "Мы проводили рейды, проверили 367 АЗС по дороге из Москвы до Юга страны. Экспертиза показала превышение содержания ММА более чем в пять раз. Результаты нашего исследования демонстрируют, что на сетевых АЗС встречается только 2% топлива, не соответствующего техническому регламенту. Остальные нарушители – это нефтебазы", - пояснил Дмитрий Клевцов. В соответствии с результатами мониторинга работы 367 АЗС, расположенных на автотрассах от Москвы до черноморского побережья, большинство нарушений и несоответствий техническому регламенту было выявлено в Москве (43,4%).

Проведенные анализы баланса рынка позволяют его участникам говорить об отсутствии зависимости топливных производств от поставок ММА. "Мы монометиланилин не потребляли и потреблять не будем. Я считаю, что ММА – это продукт, который приводит к появлению контрафакта на рынке. Поэтому любой октановый бустер должен быть запрещен для использования в топливе. Это позиция ЛУКОЙЛа", - заявил начальник отдела Технологии производственного планирования ЛУКОЙЛа Алексей Иванов. По его словам, основными потребителями ММА остаются нефтяные базы, на долю которых приходится порядка 90% контрафактного топлива в стране.

Дмитрий Колобов в своем выступлении, посвященном комплексному анализу применения ММА в РФ, отметил, что российской нефтехимии нужна рациональная, системная и последовательная политика в области моторного топлива, обеспечивающая баланс интересов инвесторов, производителей, потребителей и общества, и вывод из оборота ММА (оформленный в Техрегламенте Таможенного союза) поддерживает этот баланс: применение ММА увеличивает экологические риски для потребителей, снижает интерес инвесторов к вводу новых мощностей по легитимным высокооктановым компонентам, стимулирует производство контрафактного топлива, отвлекает из производственной цепочки анилин (ценное сырье для производства импортозамещающих продуктов высоких химических переделов), и не поддерживается регуляторами, общественными объединениями и крупными промышленными компаниями. Международная практика в области регулирования ММА как компонента топлива – прямые запреты (в том числе Беларусь, Китай) или де-стимулирование применения.

Илья Иванов, начальник департамента маркетинга «Газпром нефти», также посвятил свой доклад теме контрафакта, проанализировав ситуацию с суррогатным дизтопливом в России. Иванов отметил, что резкий рост акцизов на моторное топливо с 2012 г. создал экономическую базу для оборота суррогатного продукта на рынке. Так, отсутствие акцизов на печное (до июля 2013 г.) и судовое маловязкое топливо дает им ценовое преимущество перед дизельным топливом, удовлетворяющим требованиям технического регламента (около 6,5 тыс. на тонну в 2014 г.). По словам Иванова, высокий сезонный спрос на топливо, в частности на зимние сорта дизельного топлива и высокооктановый бензин, который не удовлетворяется в полной мере, способствует увеличению предложения суррогатного продукта на рынке.

О ситуации на европейском рынке дизельного топлива рассказал Сергей Коляда, старший менеджер управления развития и анализа коммерческой деятельности компании «Лукойл». По его мнению, в ближайшем будущем рынок может переключиться с дизельного вектора развития на бензиновый.

Теме модификаторов дизельного топлива посвятили свои доклады Николай Филиппов, генеральный директор «Инноспек Рус», и Александр Данилов, заместитель генерального директора ВНИИ НП. Данилов отметил зависимость России от некоторых импортируемых присадок для дизельного топлива и предложил рассмотреть перспективы их импортозамещения.

В рамках последней сессии конференции состоялось заседание «круглого стола», посвященное прогнозам производства и потребления компонентов бензина в 2016 г.

На вопрос о закрытии предприятия «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», Алексей Иванов ответил, что в настоящее время завод работает в штатном режиме и закрытие его не планируется.

Участники «круглого стола» рассмотрели перспективы перехода России на топливо класса Евро-6 и связанные с этим технологические и экономические перемены. Кроме того, делегаты обсудили возможности экспорта и импорта автобензина, а также позицию правительства России в вопросе сроков оборота топлива 4 и 5 классов.

Следующее мероприятие Argus, посвященное рынку топливных компонентов, состоится в 2016 г.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram