Сжигание попутного газа в России: вопрос на 11 миллиардов рублей в год
Как подсчитал журналист Neftegaz.RU, если бы Россия смогла утилизировать весь попутный газ, который зря сгорает в факелах на месторождениях, она смогла бы проводить олимпиаду каждый год
Конечно, обидно, когда нашу страну, в которой братья Черепановы изобрели паровоз, страну, которая первой вывела спутник на орбиту, запустила человека в космос, страну, где, расщепили атомное ядро и спроектировали синхрофазотрон, сравнивают сегодня по технологическому уровню с не очень известной в научной среде Нигерией. Но, увы, факты говорят сами за себя. Взять хотя бы использование нами попутного газа.
Из нефтяных попутных газов (НПГ), выделяющиеся из сырья при сепарации, все развитые страны давно научились извлекать прибыль, перерабатывая его на нефтезаводах. По данным Национальной океанической и атмосферной администрации (НОАА) США, «лишь несколько наиболее технологически отсталых стран продолжают сжигать НПГ».
Каково почувствовать себя «наиболее отсталыми»? А между тем, мы занимаем первое место в списке «порченых» стран. Так, 50,7 миллиарда кубометров из общего объема сожженного попутного газа уничтожили в России, 23 миллиарда - в Нигерии, 11,4 миллиарда - в Иране.
Четвертое и пятое место заняли Ирак с 8,1 миллиардами кубометров и Казахстан с 5,8 миллиардами. Если принять газпромовскую цену за базисную, то Россия теряет при этом ежегодно более $11 миллиардов. Практически – весь «сочинский» олимпийский бюджет.
Правда, для решения этой проблемы Министерство природных ресурсов России намерено предпринять ряд мер, которые будут стимулировать компании к реализации программы переработки и утилизации этих газов. Причем ожидается, что к 2011 году в России будут перерабатывать 95% извлекаемого попутного газа.
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев даже пригрозил представителям крупнейших нефтяных компаний санкциями. «Мы должны, - отметил он, - разработать систему повышения экологических штрафов, чтобы к 2011 году выйти в целом по России на уровень (утилизации газа) не менее 95%. Надеюсь, что компании уже сейчас начнут заниматься разработкой и внедрением собственных инвестиционных программ по утилизации, строительству перерабатывающих мощностей и использованию транспортных возможностей». Суммарный эффект от переработки попутного нефтяного газа в Российской Федерации мог бы составить 362 млрд.рублей в год – отметил министр.
Так же Ю.Трутнев дал понять, что у государства есть возможность подтолкнуть нефтяные компании к утилизации попутного газа. В первую очередь, путем внесения изменений в действующее законодательство - обязательства по переработке ПНГ станут неотъемлемой частью лицензионного соглашения. По сути, это означает полный запрет на сжигание. Во-вторых, путем ужесточения экономических санкций за сжигание ПНГ в значительных объемах.
Сразу за словами министра, последовало и дело нефтяников. Ряд крупнейших отечественных нефтяных компаний заявили о том, что переработка НПГ ими начата. В пример тому можно привести хотя бы и Удмуртские месторождения. Так в ОАО «Белкамнефть», дочернего предприятия ОАО НК «РуссНефть», были недавно подведены первые итоги запуска в эксплуатацию мультифазной насосной станции ROSSCOR. Внедрение нового оборудования позволило использовать попутный газ в технологическом процессе подготовки нефти на УПН «Черновское» и в котельной. Раньше котельная установки по подготовке нефти работала на привозной нефти.
Использование современного оборудования позволило предприятию значительно сократить негативное воздействие на окружающую среду. Обязательные экологические платежи по Сосновскому месторождению снизились на 304 тыс. рублей в год. За отопительный сезон расход топлива уменьшился на 300 тонн нефти.
Кроме повышения уровня экологической безопасности нефтедобычи, новый способ утилизации попутного газа принес компании значимый экономический эффект - существенно сократились расходы на электроэнергию.