На месторождении Кашаган учтены возможные риски нефтяных разливов.
Об этом заявил директор по внешним связям NCOC П.Дельпон.
«Современные технологии и совершенное оборудование позволяют говорить о минимальном риске возникновения ЧП. Но в то же время мы максимально готовы к любой неожиданности. В арсенале компании - инфракрасные анализаторы обнаружения нефти на воде, 20 км боновых заграждений, 20 скиммеров, позволяющих убрать нефть с воды и льда, другое оборудование», - заявил на общественных слушаниях, посвященных началу предстоящей добычи нефти на Кашагане, П.Дельпон.
Ранее мы уже сообщали о том, что 20 марта 2013 г в Атырау пройдут общественные слушания по оценке воздействия проекта опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган на окружающую среду.
В настоящее время полным ходом идут подготовительные работы к опытно-промышленной разработке Кашагана.
Напомним, что начало добычи первой нефти на морском месторождении Кашаган переносится с марта на июнь 2013 г.
«В связи с началом разработки месторождения Кашаган объем добычи нефти, по прогнозам, вырастет с 82 млн тонн в 2013 г до 102 млн тонн в 2017 г», - заявил министр экономики и бюджетного планирования Е. Досаев в мажилисе.
По словам Е. Досаева, министерством прогнозируется опережающий рост обрабатывающей промышленности.
Так, за 5 лет обрабатывающая отрасль вырастет на 41%, горнодобывающая - на 25%.
Напомним, что Е. Досаев, среди других госслужащих, принес присягу Президенту РК 25 января 2013 г.
Казахстанское месторождение Кашаган заняло 1-е место в мировом рейтинге самых дорогостоящих энергетических проектов по версии CNN Money: в него уже вложено 116 млрд долл США.
Кашаган является одним из крупнейших энергетических проектов, открытых за последние 40 лет.
Разработка Кашагана ведется в крайне сложных геологических условиях: шельфовая зона, большая глубина залегания и высокое пластовое давление сильно затрудняет его исследование.
Вероятно, П.Дельпон лукавит, потому что учесть все риски просто невозможно.
Особенно беспокоит ликвидация разливов нефти зимой.
При разливах возникают различные виды состояния разлитой нефти, она видоизменяется в зависимости от глубины, солености и температуры моря, масштаба разлива и испарения легких фракций (до 50%) и прочих факторов.
Далее тяжелые фракции разделяются на различные фрагменты.
Удельный вес нефти легче воды, поэтому нефть всплывает на поверхность в виде крупных капель, создавая нефтяную пленку, а мелкие капли оседают на дно.
Затем в морской воде нефть эмульгирует (переходит в вязкое или твердое состояние), подвижные компоненты растворяются, окисляются и превращаются в смолы.
Часть нефти, оставшаяся на поверхности моря, после сжигания тоже выпадает в осадок на дно, подвергается разложению, а затем выбрасывается на побережье.
Методы ликвидации аварий тоже различны и зависит от состояния разлитой нефти.
Это локализация и сбор нефти с помощью бонов и судов-сканеров, её вывоз или сжигание, обработка диспергентами для создания капель воды и нефти, создание условий для биологического разложения нефтяных осадков.
Применение диспергентов часто наносит еще больший вред окружающей среде, чем компоненты нефти и нефтепродуктов, поскольку диспергенты обладают высокой проницающей способностью, тем самым они способны вызвать патологические изменения в организмах морских животных и растений, особенно арктических.
Добавим, что зимой диспергенты неэффективны.
Любознательным напомним, что расстояние от Кашагана до устья реки Урал всего 40 км.
Это крайне мало , чтобы успеть использовать диспергенты, которые могут сами по себе нанести вред флоре и фауне, например, в государственном природном резервате Ак Жайык.
Нелишне напомнить, что в отличие от океанских месторождений, Кашаган расположен в замкнутом Каспийском море, в котором и течений-то особых нет.
Казахское общество охраны природы в 2008 г провела общественную экологическую экспертизу «Декларации о намерениях для последующих этапов освоения месторождения Кашаган. Выбор участка для наземной установки подготовки нефти и выбор маршрута трубопроводов».
Расчёты показали, что по группе суммации «диоксид азота и диоксид серы» при штатной ситуации с учётом залповых выбросов при небольшой вероятности возможно превышение ПДК для SO2 в Атырау, то есть за 75 км от источника выбросов.
А что тогда будет в нештатной ситуации?