Норвежская Statoil не сомневается в том, что бурение в Арктике малорискованно.
Об этом компания поведала 24 апреля 2017 г, за несколько дней до начала бурения в Баренцевом море.
В норвежском секторе Баренцева моря может быть около 50 % неразведанных ресурсов на шельфе Норвегии, но 62-процентное падение цен на нефть с середины 2014 г значительно сократило работы в Арктике, где разработка проектов более дорогостоящая, в основном из-за отсутствия инфраструктуры.
Statoil намерена вернуться в Арктику и планирует пробурить 5 скважин в Баренцевом море в 2017 г.
Последовательность бурения определена: в мае 2017 г - Blaamann, июнь - Kayak, июль - Gemini (Nord), август - Korpfjell (PL 858) и Koigen Central (PL 718).
Хотя Statoil оставила бурение Gemini (Nord), Korpfjell и Koigen Central напоследок, но именно на эти скважины компания рассчитывает, как на высокодебитные ( a high-impact well) с запасами около 250 млн бнэ с партнерами или 100 млн бнэ, где Statoil одна.
Statoil активно разрабатывает свою часть бывшей серой зоны.
Специально для возмущенных экологов - активистов Statoil сообщает, что :
- бурение будет производиться в районах, свободных от морского льда, благодаря теплым Гольфстриму, с условиями моря и ветра, аналогичными Северному морю, и приблизительно 400 км от «зоны ледяного края»,
- все скважины будут пробурены к югу от существующего льда, и даже в случае аварийного разлива нефть не достигнет его кромки,
- даже в зимнее время за последние 14 лет в районах, где планируется бурение, было только 10 дней море было покрыто льдом.
Опасения Statoil понятны, Greenpeace атакует норвежское правительство исками против планов арктического бурения, заявляя, что любые постоянные морские нефтяные платформы в регионе будут особенно опасными.
Statoil не должна бурить в Баренцевом море пока не будет судебного решения по иску, - твердо заявляет Гинпис, добавляя, - это из-за экологического риска, и потому, что миру не нужно больше нефти.
Statoil отвечает, что статистическая вероятность аварийного разлива нефти (АРН) из скважины, составила 0,014 % или 1 АРН на 7100 разведочных скважин.
Насчет 2го постулата Гринпис о том, что миру не нужно больше нефти, Statoil тактично умолчала.
Statoil сообщила, что бурение скважины Koigen Central, находящейся в 109 км от Бьёрноии (Bjoernoeya, Медвежий остров), одной из крупнейших колоний морских птиц в Арктике, представляет наибольший экологический риск.
По собственным оценкам госкомпании, в случае АРН в Koigen Central нефть может достигнуть Бьёрноии в течение 10 дней.
Для ликвидации даже этой угрозы Statoil заявила о намерении организовать круглосуточное дежурство судов - нефтесборщиков для ликвидации АРН.
Напомним, что на морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) Приразломная, которую не раз атаковывали экологи - активисты Гринпис, «Газпром нефть шельф» уже организовала такое дежурство.
Statoil также сообщила, что у Норвегии и России есть совместный план действий по ЛАРН, когда разлив нефти из скважины Korpfjell переместится в российские воды, граница которых находится в 37 км.
МБП Songa Enabler, принадлежащая Songa Offshore, уже готовится к бурению 1й скважины Blaamann в 26 км от месторождения Eni Goliat, самого северного месторождения в мире.
T. Gulowsen - руководитель норвежского отделения Гринпис, дерзко заявил, что экологи - активисты планируют отправить свое судно для наблюдения за арктическим бурением Statoil.
В 2014 г экологи - активисты высадились на буровую установку «Transocean Spitsbergen», арендованную Statoil, с целью не допустить бурения вблизи Медвежьего острова.
18 апреля 2017 г Statoil представила новый набор технологий, специально предназначенных для Баренцева моря, известный как Cap-X, предназначенный для снижения затрат и повышения эффективности подводных разработок.
Statoil собирается активно участвовать в в анонсированном еще в 2013 г 23м норвежском лицензионном раунде APA (Awards in Predefined areas), практически домашнем, в то время, как другие компании (Shell, ExxonMobil, Eni и Total, решили повременить, сконцентрировавшись на других регионах.
23й раунд APA - это раунд, ориентированный на Арктику, направленный на активизацию изучения неисследованных участков недр в Баренцевом море в Арктике, ближе к границе с Россией. Срок подведения итогов - до 1 июля 2017 г.
Компании и участки недр были номинированы в 2014 г. Российских компаний среди номинантов нет
Исследовательская деятельность в ближайшие годы имеет решающее значение для обеспечения будущей добычи Statoil, которая ожидает спад добычи после 2025 г, если зрелые месторождения не будут заменены новыми ресурсами.
Напомним, что срок ввода месторождения в эксплуатацию с момента его открытия может составлять до 15 лет.
Бурением 5 скважин Statoil планирует увеличить разведочное бурение в Баренцевом море в 2017 г на 30%.
Всего Statoil планирует пробурить в 2017 г около 30 разведочных скважин, что на 30% больше, чем в 2016 году.
Около 15 скважин будет пробурено на континентальном шельфе Норвегии.
В 2016 г Statoil построила 23 разведочных скважин, из них 14 - на шельфе Норвегии.
В Норвежском и Северном морях Statoil стремится увеличить запасы зрелых месторождений, что позволит эффективнее использовать промысловую инфраструктуру.
Баренцево море в последнее время уже дало Норвегии несколько месторождений.
Успех планируется развить на геологически известных площадях Johan Castberg и Hoop/Wisting, и в некоторых перспективных неисследованных районах норвежского шельфа.