Деятельность нефтегаза предполагает риски аварийных разливов и попадания нефтепродуктов в водные бассейны рек, моря и океаны.
Скорость разлива нефти довольно высокая.
Продукты нефти - высокотоксичны.
Разлив нефти является одной из самых сложных экологических задач для решения, т.к. нефть содержит одновременно тяжелые и летучие углеводороды.
ЛАРН, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений.
Цель операций по ЛАРН - целесообразный и максимальный сбор разлитой нефти:
- локализация;
- сдерживание от дальнейшего распространения;
- улавливании, откачке и сбор в предназначенном месте.
ЛАРН производится в соответствии с законодательством РФ.
1. Локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
2. Муниципального значения - разлив 100 - 500 т. нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования. либо разлив до 100 т. нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
3. Территориального значения - разлив 500 - 1000 т. нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта РФ, либо разлив 100 - 500 т. нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
4. Регионального значения - разлив 1000 - 5000 т. нефти и нефтепродуктов, либо разлив 500 - 1000 т. нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта РФ;
5. Федерального значения - разлив свыше 5000 т. нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы РФ, а также трансграничный разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий соседних государств.
1. Локального значения - разлив до 500 т. нефти и нефтепродуктов;
2. Регионального значения - разлив 500 - 5000 т. нефти и нефтепродуктов;
3. Федерального значения - разлив свыше 5000 т. нефти и нефтепродуктов.
ЛАРН производится с применением специальных средств:
- нефтесборочное оборудование,
- сорбирующие материалы,
- биопрепараты.
- предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС),
- поддержания в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий,
- максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
- обоснование уровня возможного АРН и последствий его возникновения;
- установление необходимости и достаточности планируемых мер с учетом:
- состояния возможных источников АРН,
- географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного АРН;
- осуществление мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
- определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях АРН;
- обоснование необходимости и достаточности сил и средств, необходимых для ликвидации АРН:
- состоящих из подразделений спасателей,
- оснащенных спецтехникой и оборудованием, снаряжением и материалами,
- аттестованных в установленном порядке;
- планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности спасателей;
- планирование мероприятий по ликвидации последствий АРН, и тд.
Боновые заграждения - основные средства ЛАРН.
Главные функции боновых заграждений:
- предотвращение растекания нефти на водной поверхности,
- уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки,
- отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.
Классы боновых заграждений:
- I класс - для защищенных акваторий (реки и водоемы);
- II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);
- III класс – для открытых акваторий.
Типы боновых заграждений:
- самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях;
- тяжелые надувные – для ограждения танкера у нефтетерминала;
- отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов;
- несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде;
- сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.
Конструкция боновых заграждений:
- поплавок, обеспечивающий плавучесть бона;
- надводная часть, препятствующая перехлестыванию нефтяной пленки через боны;
- подводная часть (юбка), препятствующая уносу нефти под боны;
- груз (балласта), обеспечивающий вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;
- тяговый трос, обеспечивающий сохранение конфигурации и возможности буксировки бонов на воде при наличии ветра, волн и течения;
- соединительные узлы для сборки бонов из отдельных секций;
- устройство для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.
ЛАРН возможна также судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.
Классификация дамб, используемых в качестве локализующих средств при ЛАРН на почве:
- сифонная и сдерживающая дамбы,
- бетонная дамба донного стока,
- переливная плотинная дамба,
- ледяная дамба.
Технологии ЛАРН:
- механический сбор нефти. Эффективен в первые часы после АРН в связи с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой.
- термическая технология, основана на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсии с водой.
- биологическая технология. Эффективна после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.
Использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов, способных разлагать нефть. При температуре воды t=15-25 ºС и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять нефть со скоростью до 2 г/м2 /сутки водной поверхности.
При низкой температуре бактериальное окисление может растянуться на 10-летия.
Кроме боновых заграждений используется другое оборудование:
- нефтесборные устройства (скиммеры) -предназначены для сбора нефти с поверхности воды.
- самоходные; стационарные; буксируемые;
- по принципу действия: пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.
Пороговые - основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем, достигаемым откачкой различными способами жидкости из емкости.
Олеофильные - основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.
Вакуумные - из-за малого веса легко транспортируются, но они не имеют откачивающих насосов и требуют вспомогательного оборудования - вакуумных насосов.
Гидродинамические - основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти.
Нефтесборные системы (НСС) - предназначены для сбора нефти с поверхности моря на ходу, во время движения нефтесборных судов.
НСС - это комплекс боновых заграждений и НСУ, бывают буксируемые и навесные.
Буксируемые НСС для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как буксиры, вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии) и приема и накопления собранной нефти и ее доставки.
Навесные НСС навешиваются на борта судна.
К специализированным судам ЛАРН относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ЛАРН.
Назначение судов ЛАРН:
- нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;
- бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район АРН боновых заграждений и их установку;
- универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ЛАРН.
- доставку оборудования и участие в проведении операций по ЛАРН;
- обеспечение подводно-технических работ у морских нефтегазодобывающих и буровых платформ,
- прокладку подводных нефте - и газопроводов,
- исследование морского дна,
- проведение поисково-спасательных операций;
- выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, морских платформах.