Об этом сообщил председателя правления Узбекнефтегаз Б. Сидикова.
Тезисы Б. Сидикова:
- контракты с нераспределяемыми рисками - эта не новая форма сотрудничества для Узбекистана. Этот принцип уже использовался ранее, также сейчас есть несколько инвесторов, с которыми заключаются соглашения по реализации таких контрактов;
- у нас есть более 50 месторождений с падающей добычей нефти. Это в основном маленькие месторождения или месторождения с трудно извлекаемыми запасами (ТРИЗ), где сегодня Узбекнефтегаз не имеет возможности работать или же не видит перспектив по вложению больших инвестиций. Мы их предлагаем на рассмотрение иностранным инвесторам, если они готовы привлечь новые технологии и уверены, что смогут нарастить добычу по этим месторождениям;
- подписание такого контракта означает, что иностранная компания вносит инвестиции полностью под свой риск.Например, если на месторождении добывается 100 т нефти за определённый период времени - они считаются базовой добычей и остаются в распоряжении Узбекнефтегаза. А весь объем приращенной добычи делится. Например, если компания будет добывать 150 т, то дополнительные 50 т будут по соответствующей формуле делиться между Узбекнефтегазом и инвестором;
- мы по определенным месторождениям уже начали работу с несколькими иностранными компаниями. Сейчас в 1ю очередь необходимо разработать положение по проведению конкурсов по этим месторождениям. Это все будет в 2019 г.;
- это одно из направлений по увеличению добычи, но не основное. Просто сегодня есть месторождения, на которых мы не работаем по тем или иным причинам. Такие контракты дадут нам возможность их использовать.
В Узбекнефтегазе уверены, что инвестор также получит хорошую прибыль при наличии необходимых технологий.
В конце 2018 г. президент Узбекистана Ш. Мирзиёев провел совещание, посвященное текущему состоянию нефтегазовой промышленности и перспективам развития отрасли.
Отмечалось, что если не принять конкретных мер по увеличению запасов углеводородов, то в ближайшие 10-15 лет имеющиеся ресурсы сократятся в 2 раза.
До 2030 г. в республике планируется реализовать 30 инвестиционных проектов стоимостью 36,5 млрд долл. США по геологоразведочным работам (ГРР), добыче и глубокой переработке углеводородов.
Вопрос интенсификации нефтедобычи в Узбекистане стоит очень остро.
На данный момент Узбекистан вынужден импортировать нефть, т.к. год от года добыча нефти падает, а потребление нефтепродуктов растет.
При это узбекские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) мощностью более 11 млн т/год загружены лишь на 50%.
На данный момент Узбекистан намерен увеличить поставки нефти из Казахстана до 2 млн т/год.
Для приема данных объемов нефти Узбекистану придется завершить строительства необходимой нефтетранспортной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры на своей территории.
Ранее Узбекистан вел активные переговоры с российскими и казахскими компаниями в части строительства МНП и поставки примерно 5 млн т/год нефти, которая использовалась бы в качестве сырья строящимся НПЗ в Джизакской области.
Однако переговоры о поставках с РФ были приостановлены, т.к. проект НПЗ временно приостановлен - Узбекнефтегаз решил сосредоточиться на модернизации действующих Бухарского и Ферганского НПЗ.
В ГРР и нефтедобыче в Узбекистане планирует участвовать Татнефть, соответствующий документ об основных условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на Приташкентском инвестиционном блоке Узбекистана был подписан в мае 2019 г.
Окончательное решение по реализации проектов разработки нефтяных месторождений в Узбекистане Татнефть примет к августу 2019 г.
Автор: Д. Савосин