Об этом сообщил глава компании В. Саван в ходе телеконференции для инвесторов.
Новые проекты в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки рассматриваются компанией как необходимое условие покрытия глобального спроса, а не как фактор избыточного предложения. По словам В. Савана, в частности, компания изучает возможности добычи в таких странах, как Кувейт, Ливия, Ирак. Также компанию интересуют газовые активы Венесуэлы.
СПГ: Азия покупает, но «по правильной цене»
Китай и Индия, оставаясь ключевыми драйверами роста спроса на сжиженный природный газ (СПГ), ориентируются на ценовой коридор 8-10 долл. США/1 Mbtu. Более высокие котировки делают СПГ менее конкурентоспособным по сравнению с альтернативами, прежде всего углем.При этом Shell фиксирует устойчивый спрос на сжиженный газ и со стороны Европы. Заполненность европейских газовых хранилищ (ПХГ) сейчас оценивается примерно в 40% против среднего 5-летнего уровня около 65%. В долгосрочной перспективе СПГ, по оценке компании, будет играть стабилизирующую роль в энергосистемах, особенно на фоне роста доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ), подача энергии от которых может быть нестабильной из-за переменности производства.
Казахстан: инвестиции на паузе
Shell занимает выжидательную позицию в отношении наращивания инвестиций в Казахстан. Причиной названа нехватка согласованности между партнерами по совместным предприятиям и правительством страны по ряду ключевых вопросов.
«Я разочарован отсутствием согласованности между партнерами по совместным предприятиям и правительством по ряду этих вопросов. Это, безусловно, влияет на наш аппетит к дальнейшим инвестициям в Казахстан. ...На данном этапе предпочтем занять выжидательную позицию до тех пор, пока не появится более четкое понимание того, к чему в итоге придет ситуация», - сказал Саван в ходе телеконференции для инвесторов.
В компании подчеркивают, что потенциал для инвестиций в Казахстане сохраняется, однако дальнейшие решения будут приниматься после прояснения ситуации вокруг арбитражных споров по проектам Карачаганак и Кашаган.
Напомним, что казахстанские власти в 2023 г. подали судебный иск к Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO), оператору Карачаганскаского месторождения, на сумму 3,5 млрд долл. США. Однако затем сумма исковых требований выросла до 6 млрд долл. США. Действующий на тот момент министр энергетики А. Саткалиев пояснял, что речь идет об исполнении соглашения о разделе продукции (СРП). Арбитражный суд поддержал позицию правительства о том, что компании возмещали средства за счет государства в рамках СРП, в частности, по неутвержденным перерасходам средств и другим затратам, которые не подлежали возмещению.
Eni и Shell также планировали построить газоперерабатывающий завод на месторождении Карачаганак. Переговоры между правительством и ключевыми инвесторами велись на протяжении 2-х лет. Eni и Shell потребовали увеличения бюджета проекта с 3,5 млрд долл США до 6 млрд долл США, а также покрытия дополнительных расходов в размере 1 млрд долл США для обеспечения рентабельности. Переговоры зашли в тупик – для властей Казахстана запросы инвесторов оказались неприемлемыми. Инвесторов тоже понять можно – срок действия СРП по Карачаганаку истекает в 2033 г., а окупить планируемый к запуску в 2029 г. ГПЗ за 3-4 года нереально.
Позднее стало известно, что казахстанские власти обязали Eni и Shell приостановить работы по проекту ГПЗ, а затем попросили передать контроль над проектом КМГ, что должно ускорить реализацию и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию в 2029 г.






