USD 90.9873

+0.06

EUR 98.7776

-0.12

Brent 84

+0.06

Природный газ 2.638

+0.01

3 мин
...

Минэнерго Казахстана подтвердило подачу исков против операторов СРП по месторождениям Кашаган и Карачаганак

Общая сумма исков составляет 16,5 млрд долл. США.

Минэнерго Казахстана подтвердило подачу исков против операторов СРП по месторождениям Кашаган и Карачаганак

Источник: NCOC

Москва, 11 апр - ИА Neftegaz.RU. Правительство Казахстана подало иски в международный арбитраж на компании, которые занимаются разработкой нефтяных месторождений Кашаган и Карачаганак.
Об этом 11 апреля 2023 г. сообщил глава Минэнерго Казахстана А. Саткалиев.

Тезисы от А. Саткалиева:
  • уполномоченный орган правительства - компания PSA - подала иски в международный арбитраж на компании-операторы Карачаганака и Кашагана,
  • это не налоговые споры, речь идет об исполнении соглашения о разделе продукции,
  • я ограничен в комментариях,
  • единственное, что могу сказать, данные иски поданы в интересах народа Казахстана.

А. Саткалиев назвал размер исков к операторам месторождений Кашаган и Карачаганак - 13 млрд долл. США и 3,5 млрд долл. США соответственно.
Ранее эти суммы называл Bloomberg со ссылкой на источники, сообщая об инициированном правительством Казахстана арбитражном разбирательстве с операторами СРП по проектам Кашаган и Карачаганак - North Caspian Operating Company (NCOC) и Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO).
Акционерами NCOC являются KMG Kashagan (16,88%), Shell Kazakhstan Development, Total EP Kazakhstan, AgipCaspian Sea, ExxonMobil Kazakhstan (по 16,81%), CNPC Kazakhstan (8,33%), Inpex NorthCaspian Sea (7,56%).
У KPO также широкий круг акционеров - Shell, Eni (по 29,25%), Chevron (18%), ЛУКОЙЛ (13,5%), КазМунайГаз (10%).
В месторождение Кашаган было инвестировано более 50 млрд долл. США, в Карачаганак - не менее 27 млрд долл. США.

Правительство Казахстана считает, что не все затраты участников проектов Кашаган и Карачаганак могут быть вычтены из доходов в рамках реализации СРП.
По проекту Кашаган из доходов не должны вычитаться затраты в размере 13 млрд долл. США, по проекту Карачаганак - 3,5 млрд долл. США.
В случае успеха в арбитражном разбирательстве Казахстан может получить большую долю доходов от месторождений в соответствии с условиями СРП.
Для Кашагана иск охватывает период с 2010 по 2018 гг., для Карачаганака - с 2010 по 2019 гг.
В марте 2023 г. правительство Казахстан уже выбрало арбитров по делам Кашагана и Карачаганака в Женеве и Стокгольме соответственно.
Поданные иски включает утверждения о том, что компании нарушили тендерные процедуры по обоим проектам и не выполнили в полном объеме подрядные работы на Кашагане.

К NCOC правительство Казахстана уже подавало иск на сумму около 2,3 трлн тенге (5,14 млрд долл. США) за нарушение охраны окружающей среды.
Министерство экологии и природных ресурсов Казахстана обвиняет NCOC в том, что на Кашагане хранится серы вдвое больше, чем разрешено.
Департамент экологии по Атырауской области выявил в работе NCOC целый ряд нарушений, в частности сверхнормативное размещение серы на площадках складирования УКПНГ Болашак в объеме более 1 млн т.
Между тем NCOC ранее заявляла, что управляет производством и хранением серы ответственно и в соответствии с требованиями законодательства Казахстана, а также в соответствии с применяемыми стандартами и передовыми технологиями.

Казахстан предпринимает шаги, направленные на усиление контроля над операторами СРП, в первую очередь над NCOC, работающей на крупнейшем в стране месторождении.
В целом власти Казахстана стремятся увеличить объем поступления нефтяных доходов от СРП, а также изменить тендерные системы, используемые компаниями-операторами, чтобы сделать процесс более эффективным для экономики страны, в т.ч. за счет увеличения доходов местных компаний.
В конце марта 2023 г. президент Казахстана К.-Ж. Токаев на открытии первой сессии парламента нового созыва заявил, что налоговая нагрузка на сырьевой бизнес в Казахстане может быть увеличена.
По словам президента, высокодоходные крупные предприятия и экспортирующие сырье компании должны платить в казну больше, такая практика справедлива и успешно зарекомендовала себя в мире.
Новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram