Об этом исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко написал в Facebook 6 мая 2019 г.
На фоне приближающегося Дня Победы подача информации уже выглядит провокационно - в своем посте Ю. Витренко пишет об «открытии нового фронта».
Если отбросить эмоции, то в сухом остатке в посте говорится о следующем:
- Нафтогаз подал в ЕК жалобу на антиконкурентные действия Газпрома,
- жалоба была подготовлена совместно с ведущими европейскими экспертами и юристами,
- Нафтогаз сумел обосновать право подать эту жалобу (хотя Нафтогаз не является компанией из ЕС),
- компания не просто жалуется, а предлагает конкретные механизмы решения обозначенных проблем,
- злоупотребление доминирующим положением и ограничение конкуренции со стороны Газпрома заключаются в строительстве магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, блокировании виртуального реверса м контроле за компаниями на европейском рынке газа,
- в случае, если нарушение Газпрома будет доказано, Украина сохранит доходы от транзита газа,
- отсутствие транзита газа для Украины означает потерю 4% ВВП и экономический спад уже в 2020 г.,
- кроме того Украина рассчитывает добиться снижения стоимости импортируемого газа,
- это будет возможным благодаря тому, что мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) для транзита газа смогут использовать европейские покупатели Газпрома, которые будут получать газ на восточной границе Украины, а также независимые от Газпрома компании, которые добывают газ в России или покупают его в Средней Азии.
Жалоба Нафтогаза выглядит несколько запоздавшей.
Год назад, в мае 2018 г., ЕК прекратила антимонопольное расследование в отношении Газпрома, начатое в 2012 г.
Поводом для расследования стали жалобы 8 стран (Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши и Словакии), обвинивших Газпром в злоупотреблении монопольным положением на рынке и в завышении цен на газ.
ЕК подозревала Газпром в препятствовании диверсификации поставок газа, свободному перетоку газа через территории государств-членов ЕС и в установлении несправедливых цен для покупателей.
Газпром виновным себя не признал, но обязался убрать в контрактах все барьеры, препятствующие свободному перетоку газа.
По соглашению с ЕК, Газпром пообещал в течение 8 лет выполнять ряд условий:
привязать цены на газ к индикативным ценам газовых хабов Западной Европы и ценам на границах Франции, Германии и Италии,
пересматривать цены на газ каждые 2 года,
отменить территориальные ограничения по перепродаже и реэкспорту газа,
перенести пункты сдачи газа с тем, чтобы Венгрия, Польша и Словакия получали газ на границах Литвы и Болгарии.
ЕК эти предложения удовлетворили и дело против Газпрома было закрыто без штрафа.
Причем ЕК вполне довольна тем, как Газпром выполняет взятые на себя обязательства.
А вот Польше этого показалось мало и сейчас польская PGNiG, заручившись поддержкой Литвы и Болгарии, обжалует решение ЕК.
Со своей стороны, ЕК заявила о готовности вести судебное разбирательство с Польшей, чтобы защитить решение о завершении антимонопольного дела в отношении Газпрома без штрафов.
Действия Нафтогаза выглядят еще более странно в связи с запланированным на май 2019 г. очередным раундом 3-сторонних переговоров по газу в формате Россия - Украина - ЕС.
В конце 2019 г. истекает срок действия контракта между Газпромом и Нафтогазом на транзит газа через украинскую ГТС, а в связи с тем, что к этому моменту Газпром планирует завершить строительство МГП Северный поток-2 и Турецкий поток, Украина серьезно опасается по поводу утраты транзита газа.
Российская сторона неоднократно говорила о том, что транзит будет сохранен, но для Украины это слабое успокоительное, поскольку объем транзита может оказаться незначительным.
Первый раунд переговоров в январе 2019 г. конкретного результата не принес - стороны озвучили свои позиции и взяли паузу на обдумывание.
Однако вместо анализа ситуации и поиска компромисса, Нафтогаз продолжает нагнетать ситуацию, изобретая многочисленные «планы Б» и открывая «новые фронты», ища рычаги давления на российскую сторону.
Но договариваться по газу так или иначе придется.
Правда довольствоваться Нафтогазу придется не 110 млрд м3/год газа, как об этом мечталось когда-то, а 25-40 млрд м3/год, что вполне приемлемо.
Автор: Е. Алифирова