Роснефть планирует инвестировать в строительство НПЗ на Дальнем Востоке 5,4 млрд долл США, заявил И. Сечин.
Ранее сумма инвестиций оценивалась в 10 млрд долл США.
Сумма снижения впечатляет.
Возникает вопрос, кто и как ранее согласовывал ТЭО на строительство, если его стоимость можно уменьшить на 50%?
На Западе компании "бьются" за 1-3% и очень горятся, если в процессе переговоров удается снизить стоимость такого проекта на 100-300 млн долл США.
Сэкономить для Роснефти 5 млрд долл США - это большое достижение.
Церемония закладки 1-го камня в строительство НПЗ в г Находке Приморского края состоялась 6 сентября 2012 г в виртуальном присутствии В.Путина.
По плану, НПЗ должен быть построен и сдан в эксплуатацию к 2017 г.
По словам И. Сечина, НПЗ будет перерабатывать около 3,6 млн т/год нефти , из которых более 80 % будет направляться на экспорт.
История проекта строительства НПЗ в Приморье - долгая.
В январе 2007 г Роснефть подготовила декларацию о намерениях по строительству Приморского НПЗ мощностью 20 млн т/год нефти стоимостью около 20 млрд долл США.
В проект мало кто верил, потому что Хабаровский НПЗ покрывал потребности в ГСМ всего региона.
Уже в феврале 2007 г В.Христенко предложил Японии участие в строительстве этого НПЗ.
Сначала завершить 1-й этап строительства Приморского НПЗ планировалось в 2013 Г. Потом о проекте на некоторое время забыли.
Вспомнили в 2009 г, когда появилась возможность поставки ГСМ в Китай. Не получилось.
В марте 2010 г проект Приморского НПЗ признан Ростехнадзором не соответствующим экологическим требованиям.
В 2010 г Э.Худайнатов резко изменил стратегию развития Роснефти на Дальнем Востоке, заменив НПЗ на НХК с гораздо меньшей мощностью переработки 3,5 млн т/год нефти и 1,5 млн т/год газового конденсата.
Соответственно в 2 раза до 10 млрд долл США снизилась и стоимость проекта.
И.Сечин обратил внимание на то, что еще 108 млрд рублей Роснефть потратит на модернизацию НПЗ в г Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край), доведя его мощность переработки до 8 млн т/год сырья.
Добавим, что 6 сентября 2012 г Роснефть подписала соглашение с Транснефтью о строительстве ответвления от нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) до НПЗ в г Комсомольске-на-Амуре такой же мощностью.
Это позволит заменить поставки сырья Ж/Д цистернами на более эффективную трубопроводную поставку.
Строительство нефтепровода будет осуществляться Транснефтью за счет долгосрочного тарифа, уплачиваемого Роснефтью.
Роснефть , в свою очередь, обязалась поставлять 8 млн т/год сырья в магистральные нефтепроводы (МНП) Транснефти.
После обращения И. Сечин к В. Путину с просьбой помочь в подключении Восточного нефтехимического завода к магистральному нефтепроводу, проблем с сырьем не будет -точно.
Сейчас Транснефть также тянет МНП ВСТО до порта Козьмино в Приморском крае (находится вблизи Находки).
Пока ВСТО соединяет месторождения Восточной Сибири со станцией Грузовая, откуда нефть доставляется до Козьмино по железной дороге. В 2011 году также была протянута ветка ВСТО до китайского Дацина.
Любопытно, что в январе 2011 г Транснефть не исключала обмена своего терминала Спецморнефтепорт Козьмино в качестве базы для строительства Роснефтью Приморского НПЗ на нефтепровод Ванкор-Пурпе компании Роснефть, но - не случилось.