Росгеология намерен заниматься не только разведкой, но и добычей нефти и газа, предполагая через 5-7 лет войти в круг ВИНК.
Эксперты полагают, что дополнительная функция геологического госхолдинга не будет эффективна, особенно при наличии Газпрома и Роснефти.
Маловероятно, что эти компании, консолидирующие в настоящее время нефтедобычу, позволят образоваться еще одной нефтяной компании.
Однако эти заявления могут служить иллюстрцией чего-то более сложного, происходящего в структурах власти.
Роль Росгеологии становится неясной, если например, будет создана федеральная нефтесервисная компания, в которой будут сосредоточены и геологоразведочные функции.
О создании Росгеологии впервые заговорили в 2009 г.
Росгеология была создана по указу В.Путина «для обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».
В августе 2011 г Ю.Трутнев, будучи тогда главой Минприроды, предполагал, что «Росгеология должна стать сильным и конкурентным игроком как на российском, так и международном рынке».
Это совсем не совпадает с нынешними заявлениями топ-менеджеров Росгеологии.
По словам замдиректора Росгеологии А.Писарницкого, основная задача компании — геологическое изучение участков недр и подтверждение его запасов, с дальнейшими действиями Росгеология пока не определилась.
«Очень скоро мы войдем в Западную Сибирь с сейсмической разведкой. Может быть много вариантов дальнейшей деятельности: будем создавать совместные предприятия, либо сами займемся добычей», - наивно пояснил А.Писарницкий, вероятно, вызвав этими словами «бурю в стакане воды».
Росгеология, созданнная в 2011 г, пока не смогла составить конкуренцию «на своем поле», на рынке сейсмики и других услуг, ни Schlumberger, ни Halliburton и другим нефтесервисным компаниям.
Попытки , после этого, попытаться составить конкуренцию Газпрому и Роснефти в добыче углеводородов, выглядят не очень убедительно.
А.Писарницкий сообщил, что Росгеология занимается отбором наиболее перспективных территорий: «Если участки не стоят в программе лицензирования Роснедр, мы будем настаивать на включении, если стоят -будем принимать участие в конкурсах и аукционах наравне с другими претендентами на разработку».
«Возможность добычи я не исключаю, но это будет не раньше чем через 5-7 лет, прогнозировать наверняка я не буду», - добавил А.Писарницкий.
Говорить такие слова гораздо легче, если известна стратегия Росгеологии. Но, пока такая стратегия развития Росгеологии не анонсирована.
В декабре 2011 г С. Донской довольно сообщал, что документ уже готов и проходит согласования, после которых программа развития Росгеологии будет доработана и внесена на заседание совета директоров. Однако, пока такого документа не представлено.
Более того в январе 2012 г Н.Комарова задала общественности вопрос: А не создать ли в России государственную нефтесервисную компанию?
А затем И.Сечин заинтересовался нефтесервисом вплотную.
Если помните, Роснефтегаз при формировании нефтесервисного госхолдинга предполагает, не создавая конкуренции Ростехнологиям, основной упор делать на нефтесервис на шельфе, не забывая конечно и материковую часть.
Добавьте к этому назначение А. Попова на должность руководителя Роснедр.
«Принятой стратегии нет, сейчас она находится на согласовании в соответствующих органах. К основным задачам холдинга добыча углеводородов как таковая не относится, и в ближайших планах ее нет, однако исключать возможность добычи в будущем мы не будем», - говорят теперь в Росгеологии.
В условиях, когда практически все крупные месторождения распределены среди участниковт рынка, нефтегазовой Росгеологии не удастся стать крупной добывающей структурой.
А нефтетрейдеров у нас хватает.
Эксперты предполагают, что Росгеологии лучше бы сконцентрироваться на чисто геологических проблемах, клоторых в отрасли хватает.