USD 96.1021

+0.03

EUR 105.4854

+0.38

Brent 73.76

-1.96

Природный газ 2.46

-0.02

4 мин
...

Не поздно? НОВАТЭК и Ямал СПГ опровергли сообщения о создании теневого флота

НОВАТЭК назвал не соответствующими действительности сообщения о том, что он занимается формированием теневого флота, его управлением и отгрузками с проекта Арктик СПГ-2, не соответствующими действительности.

Не поздно? НОВАТЭК и Ямал СПГ опровергли сообщения о создании теневого флота

Источник: НОВАТЭК

Москва, 11 сен - ИА Neftegaz.RU. НОВАТЭК и Ямал СПГ обратились к партнерам, отвергнув связь с теневым флотом танкеров-газовозов и использование судов, зафрахтованных для Ямал СПГ, в вывозе сжиженного природного газа (СПГ) с находящегося под западными санкциями завода Арктик СПГ-2.
Соответствующие обращения НОВАТЭК и Арктик СПГ-2 опубликовали 10 сентября 2024 г.

Нет теневого флота?

НОВАТЭК и Ямал СПГ в своих обращениях указывают на участившиеся публикации в СМИ недостоверных сведений, которые затрагивают их деятельность и репутацию.
Так, НОВАТЭК указал следующее:
  • НОВАТЭК является одним из участников Арктик СПГ-2, при этом сотрудники компании не являются сотрудниками проекта,
  • вся деятельность проекта, включая операционную и коммерческую, находится исключительно под управлением руководства ООО Арктик СПГ 2,
  • сделанные в СМИ предположения и заявления о том, что якобы НОВАТЭК занимается формированием теневого флота, его управлением и отгрузками с проекта Арктик СПГ-2, не соответствуют действительности.

Ямал СПГ сообщил:
  • в последнее время в СМИ появились публикации, в которых содержатся недостоверные данные о том, что зафрахтованные Ямал СПГ суда-газовозы используются, в т.ч. и для отгрузки продукции с проекта Арктик СПГ-2,
  • данные утверждения являются грубой ошибкой или сознательной инсинуацией СМИ и привлекаемых ими т.н. «экспертов».

НОВАТЭК и Ямал СПГ предупредили, что будут пресекать все попытки публикации и распространения несоответствующих действительности сведений, имеющих целью нанесение им ущерба, и защищать свои интересы в суде.

К каким конкретно партнерам НОВАТЭК и Ямал СПГ обращаются, не поясняется.
Вероятно, речь идет об акционерах и ключевых покупателях СПГ.
Напомним, что Ямал СПГ является СП НОВАТЭКа (50,1%), TotalEnergies (20%), CNPC (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%).
В самом НОВАТЭКе TotalEnergies владеет 16%.
После начала спецоперации на Украине TotalEnergies сообщила, что соблюдает санкции и не будет инвестировать в новые проекты в РФ, но свои доли участия в НОВАТЭКе и Ямал СПГ сохранила.

Как США логистику Арктик СПГ-2 блокируют

Сообщения о формировании теневого флота танкеров-газовозов для вывоза СПГ с Арктик СПГ-2 начали появляться в июле 2024 г.
Тогда FT со ссылкой на Kpler, Windward и участников рынка писала, что группа малоизвестных компаний, зарегистрированных в основном в ОАЭ, в течение последнего года скупали десятки СПГ-танкеров, предположительно, для российского теневого флота.
Необходимость создания такого флота обосновывалась необходимостью вывоза СПГ с проекта Арктик СПГ-2 в условиях санкций США.

В ноябре 2023 г. Минфин США наложил санкции на компанию-оператора проекта - ООО Арктик СПГ 2.
Reuters писал, что после этого НОВАТЭК направил клиентам уведомление о форс-мажоре по поставкам с завода, так же поступили и другие иностранные партнеры.
Напомним, что акционерами Арктик СПГ-2 являются НОВАТЭК (60%), TotalEnergies, CNPC, CNOOC Limited и Japan Arctic LNG (по 10%).
Также санкции заблокировали поставку для проекта танкеров-газовозов ледового класса Arc7, строившихся в интересах Арктик СПГ-2 на верфи Hanwha Ocean в Южной Корее (должна была построить 6 танкеров, из них 3 готовы, но заказчику не переданы).
Еще 15 танкеров планировалось построить на ССК Звезда (также включена в санкционный список США), из них 3 спущены на воду, но их сдача неоднократно переносилась (первые 2 судна могут быть поставлены в конце 2024 - начале 2025 гг., но перспективы остальных судов туманны).

В начале августа 2024 г. появились сообщения о начале отгрузок СПГ с запущенной в декабре 2023 г. 1й линии Арктик СПГ-2.
Официально о начале отгрузок не сообщалось. но ряд СМИ, в первую очередь Bloomberg, приводили спутниковые снимки, показывающие танкеры-газовозы у 1й линии Арктик СПГ-2, а привлеченные эксперты даже называли конкретные суда, принимающие грузы.
Также сообщалось о начале использования плавучего хранилища СПГ (ПХГ, FSU) Saam FSU в Мурманской области, находящегося под санкциями США, и отправке СПГ в Азию.
Более того, предполагалось, что отгрузки СПГ с Арктик СПГ-2 осуществляются в виде бленда с СПГ с Ямал СПГ.

В ответ США начали активно вводить санкции против судов гипотетического теневого флота, а также их судовладельцев.
В т.ч. под санкции попали 4 танкера-газовоза North Air, North Mountain, North Sky, North Way, которые пополнили флот Ямал СПГ и с Арктик СПГ-2 формально не связанные.
На данный момент санкции США действуют против следующих судов:
  • танкеров-газовозов Pioneer, Asya Energy и Everest Energy, которые подозреваются в манипулировании AIS и вывозе СПГ с Арктик СПГ-2 (а также связанные с ними компании - Zara Shipholding из ОАЭ, которая является зарегистрированным владельцем Pioneer и индийская Ocean Speedstar Solutions, управляющая Pioneer, Asya Energy и Everest Energy),
  • танкеров-газовозов North Way, North Air, North Mountain, North Sky (а также White Fox Ship Management из ОАЭ, управляющая этими 4 судами, что США мотивирует тем, что изначально эти суда предназначались для использования в проекте Арктик СПГ-2, хотя переваливали СПГ с Ямал СПГ),
  • Mulan и New Energy (New Energy подозревается в приеме СПГ с подсанкционного танкера Pioneer, а также его владельца Gotik Energy Shipping и оператора Plio Energy Cargo Shipping, а Mulan попал под санкции из-за его связи с Plio Energy).
  • 7 танкеров-газовозов Arc7, строящиеся на ССК Звезда, в т.ч. 3 уже практически достроенных судна Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте и 4 строящихся танкера с номерами корпусов 044 (будущий Константин Посьет) и 045 (будущий Виктор Черномырдин), 046, 047 (связывается с ССК Звезда, имена не анонсировались);
  • Saam FSU и Koryak FSU, которые должны стать основой перегрузочных терминалов СПГ в Мурманской области и Камчатском крае.

Санкционное давление оказывает негативное воздействие на деятельность НОВАТЭКа и Ямал СПГ по незатронутым санкциями поставкам СПГ.
Поэтому официальное заявление НОВАТЭКа и Ямал СПГ было ожидаемым и даже несколько запоздалым.
Насколько серьезно это заявление и предупреждение о возможных судебных разбирательствах будут восприняты тем же Bloomberg, большой вопрос.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram