Об этом сообщил вице-президент компании А. Кузяев, но известно о предложении стало еще на прошлой неделе.
Любопытно, что проигрыш в тендере по Западной Курне -1 расстроил партнерство ЛУКОЙЛа с ConocoPhillips, которая в 2010 г продала долю 20% ЛУКОЙЛа.
Когда 8 ноября 2012 г Exxon Mobil заявила государственной нефтяной компании Ирака о том, что хочет выйти из проекта разработки Западной Курны -1, эксперты не сомневались, что первое предложение о покупке будет сдеклано именно ЛУКОЙЛу.
Желание Exxon Mobil продать долю в Западной Курне-1 можно понять, потому что премия 1,9 долл США/барр нефти сегодня мало кого может вдохновить.
Тем не менее, ЛУКОЙЛ сразу не отказался.
«Мы, скорее всего, будем изучать эту возможность. Но какого-то решения на сегодняшний день у нас нет», - отметил А.Кузяев.
Сервисный контракт на разработку месторождения Западная Курна - 1 Консорциум подписал в начале 2010 г. Доли в Консорициуме распределены следующим образом: ExxonMobil, оператор проекта, имеет долю 50%; Shell - долю 15% , 25% делят иракские госкомпании South Oil и Oil Exploration.
Запасы нефти на месторождении Западная Курна - 1 составляют 8,7 млрд барр.
Контракт подразумевает выплату 1,9 долл США /барр нефти, добытой сверх уровня 280 тыс барр/сутки.
Консорциум обещал нарастить добычу на проекте до 2,1 млн барр/сутки.
Exxon Mobil после войны отвечала за развитие проекта Западная Курна-1.
Правительство согласилось выплачивать Exxon Mobil и партнеру компании, Shell премию по 1,90 долл США/барр , который они извлекут из уже осваиваемого месторождения.
Итого 3,8 долл США/барр.
Может быть, в эйфории окончания войны и в ослеплении радужными перспективами освоения всего Ирака западным "мэйджорам" эта премия казалась достаточной.
Сейчас, меньше, чем за премию 5 долл США никто не соглашается участвововать в разработке месторождений в Ираке. По расчетам, 3,8 долл США/барр едва хватит на покрытие расходов компаний.
Перспективы для добычи Exxon Mobil в Курдистане кажутся намного более привлекательными.
В ноябре 2011 г ExxonMobil заключила 6 контрактов с курдским региональным правительством на разведку месторождений нефти и газа.
ExxonMobil, вместе с тем, ужасно не хочется ругаться и встревать в конфликт между иракскими курдами и иракскими арабами.
С точки зрения инфраструктуры ЛУКОЙЛу выгодно участвовать в разработке Западной Курны - 1, ведь ЛУКОЙЛ владеет долей 75% в проекте по разработке Западной Курны -2.
Но, ЛУКОЙЛу нужно около 30 млрд долл США только на освоение Западной Курны -1, и средств банально может не хватить с учетом того, что ЛУКОЙЛ уже берет кредиты , например, на узбекские проекты.
Возможно, началась торговля, но, по неофициальной информации, ЛУКОЙЛ уже информировал иракскую сторону об отсутствии достаточных ресурсов на освоение Западной Курны-1.
Конкурентом ЛУКОЙЛа за Западную Курну-1 могут быть ВР и Eni. С этими компаниями, как и с ЛУКОЙЛм, ExxonMobil хотела поделиться данными о проекте, о чем просила разрешения у South Oil.
На актив может претендовать и Роснефть.
Руководитель лицензионного департамента министерства нефти Ирака А. аль-Амиди сообщил, что Ирак продаст долю в Западной Курне — 1 только компании, прошедшей квалификацию министерства и имеющей сравнимые с ExxonMobil финансовые и технические возможности .
ЛУКОЙЛ удовлетворяет этим требованиям , ведь компания хорошо зарекомендовала себя в Ираке, а недавно выкупила долю Statoil в Запдной Курне-2 (18,75%).
9 октября 2012 г иракское правительство одобрило контракт с ЛУКОЙЛом на геологоразведку, разработку и добычу на блоке 10 на юге Ирака.
Министр нефти Ирака А. Карим Луаиби рассказал, что через 2-3 недели встретится с представителями ExxonMobil, чтобы обсудить решение покинуть Западную Курну-1 и инвестировать в Курдистан.
Ирак считает незаконными контракты ExxonMobil в северном курдском регионе Ирака, поэтому разговор легким не назовешь.
Сколько ExxonMobil может получить за долю в Западной Курне — 1, специалисты оценить не берутся.
Для сравнения затраты ЛУКОЙЛа в Западную Курну-2 составили около 600 тыс долл США.
Да и премии сейчас уже составляют не менее 5 долл США/барр нефти.
Поэтому ЛУКОЙЛ может согласиться за гораздо лучшие условия.
Вся биография В. Алекперова говорит о том, что он обладает уникальными способностями быть в нужное время в нужном месте и феноменальным умением договариваться. Вероятно, не случайно 3октября 2012 г в г Багдаде В.Алекперов, незадолго до визита в Россию премьер -министра Ирака Н. аль- Малики встретился с ним, вице-премьером по ТЭК Х. Шахристани и министром нефти А. Луэйби.
Обе стороны в г Москве расточали улыбки , говорили много добрых слов.
Ирак проинформировал общественность, что Газпром нефть отказалась от разработки месторождений в иракском Курдистане.
Н.аль-Малики отмечал, что «Ирак стремится ускорить свой экономический рост, и мы надеемся, что российские партнеры помогут нам строить новую экономику».
Казалось, период безраздельной власти американцев в Ираке постепенно заканчивается.
Однако через месяц после визита Н.аль-Малики в Россию Ирак неожиданно отменил контракт на поставку российского вооружения на сумму 4,3 млрд долл США.
Более того, Ирак требует от Газпром нефти отменить договоренности с Курдистанским региональным правительством (КРП) о разработке блоков на юге автономной провинции, угрожая ей прекращением другого соглашения о разработке месторождения Бадра, где Газпром нефть является оператором.
В Ираке многие обвиняют самого Н.аль-Малики в консолидации власти за счет других сторон.
Когда он сформировал свое правительство в 2010 году, предполагалось объединение различных политических групп с целью решения накопившихся проблем.
В течение 9 мес обсуждалось Соглашение, подписанное затем в г Эрбиле.
Однако консолидации не произошло, и эти группы в начале 2012 г собирались с целью обсуждения планов свержения Н.аль-Малики.
Это не удалось, тогда было решено провести конференцию по национальному примирению, которая объединила бы все политические группы и дала бы возможность Ираку двигаться вперед.
Заключение военного контракта с Россией, которая становилась 2-м после США поставщиком вооружения в Ирак, очень испугало КРП, и существенно ухудшило отношения между регионом и Центром. КРП открыто заявило о возможном применении силы против иракского Курдистана, напомнив о тайных маневрах иракской армии около Киркука и Замара. Эти территории и ряд других, включая Мосул, являются спорными в отношениях с Центром.
Н. аль-Малики собирается баллотироваться на 3-й срок, поэтому должен быть осторожен.
Вероятно, это вынудило его отказаться от контракта с Россиией на поставку вооружения.
Не факт, что его переизберут. Важно, чтобы Россия не ошиблась в выборе партнера в Ираке.
В этом смысле важно мнение бывшего посла Ирака в России А. Кунфуда: Я могу объяснить приезд Н. Аль-Малики в октябре в Москву тем, что он шантажировал США. У Багдада тогда были проблемы с американской стороной: Вашингтон ввел некоторые ограничения на использование Ираком американского оружия. Позиция Н.Аль-Малики была такова: если вы вводите такие ограничения, значит, я поеду в Россию подписывать контракт. Сейчас у российской стороны нет понимания того, что на самом деле происходит в Ираке.
Арабский Центр Ирака, будь то шииты или сунниты, одинаково хотят создать исламское мусульманское государство.
Иракский Курдистан, и некоторые другие политические группы, настаивают на создании федеративного государства.
В отношениях Ирака и России, сейчас 3 ключевых момента , связанных между собой:
будут ли россияне разрабатывать Западную Курну-1? и кто?
откажется ли Газпром нефть от новых проектов по разведке и разработке запасов углеводородов в Курдистане?
состоится ли контракт на поставку 42 зенитных комплексов Панцирь и 30 вертолетов МИ-28 на сумму 4,3 млрд долл США в Ирак?