Азербайджан планирует предложить России использовать нефтепровод Баку - Новороссийск в реверсном направлении. Об этом сообщил Socar Р.Абдуллаев.
«Нефть, которая поступает в Азербайджан по Баку-Новороссийск в реверсном направлении может быть использована в строящемся в Баку нефтехимическом комплексе, переработана в Азербайджане или экспортирована в иных направлениях», - добавил он.
14 мая 2013 г стало известно, что Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти через свою территорию, который был подписан в Москве 18 января 1996 г.
Азербайджан по договору от 1996 г получил льготную ставку транзита нефти 15,67 долл США/тонну/1000км, при условии транспортировки не менее 5 млн т/год нефти.
При этом тарифы на прокачку нефти по МНП Баку — Тбилиси — Джейхан составляет не менее 20 долл США/т/10000 км.
Ранее Азербайджан предлагал транспортировать по МНП Баку-Новороссийск дополнительно иранскую, туркменскую или казахстанскую нефть, но Россия посчитала эти предложения не конструктивными.
Премьер-министр РФ Д.Медведев поручил МИД РФ уведомить о принятом решении азербайджанскую сторону.
15 мая 2013 г Азербайджан деликатно сообщил, что не получал официального уведомления от России по поводу прекращения действия договора о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку-Новороссийск.
Тогда Транснефть выпустила пресс-релиз о ситуации с транзитом азербайджанской нефти по своим нефтепроводам.
Socar сразу 15 мая отреагировала, сообщив, что решение России о прекращении действия договора о транспортировке азербайджанской нефти через территорию России от 18 января 1996 года, носит не политический, а экономический характер.
Согласно договору, если одна из сторон не проявит инициативу о приостановке договора, он автоматически продлевается еще на 1 год.
Решение российской стороны полностью соответствует условиям контракта.
В случае оповещения за полгода противоположной стороны о прекращении действия договора, действие его останавливается с 1 января следующего года, в данном случае 2014 г.
Для Азербайджана гораздо важнее МНП Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому азербайджанская нефть поступает в порт Средиземного моря, и где не существует проблемы перегрузки и экологии пролива Босфор.
Добавим, что нефтетерминал Джейхан может принимать танкеры VLCC и ULCC.
Минусом этого МНП является нестабильность в регионе, где он проходит по Турции, там взрывают.
Есть еще МНП Баку-Супса- тоже не загруженный.
«Мы постараемся, чтобы варианты использования нефтепровода удовлетворяли обе стороны»,- добродушно сообщил журналистам Р.Абдуллаев 15 мая.
Договорятся ли Россия и Азербайджан о варианте использования МНП Баку-Новороссийск?