Об этом сообщает глава республики В. Коновалов на встрече с заместителем министра энергетики РФ С. Мочальниковым.
Тезисы В. Коновалова:
- наш основной вопрос, конечно, - объем вывоза на восток;
- единственное рентабельное направление, которое осталось в угольной отрасли;
- что касается того соглашения, которое было заключено с РЖД;
- на сегодняшний день, по итогам 7 месяцев, мы уже практически вышли на те объемы, которые были гарантированы;
- отставание составляет около 100 тыс. т;
- есть такой позитивный настрой, что до конца квартала это отставание будет преодолено.
Таким образом, отставание составляет 2,5% от графика.
В. Коновалов подчеркнул, что сейчас экспорт угля в западном направлении нерентабелен и для того, чтобы отправлять уголь в этом направлении, нужна дополнительная поддержка РЖД:
- мы сегодня поднимаем вопрос возврата понижающих коэффициентов, которые действовали ранее;
- действовали, кстати, в те периоды, когда, в общем-то, отрасль себя чувствовала довольно комфортно;
- сейчас же их отменили;
- мы, конечно, считаем, что их нужно возвращать так же, как и скидки, которые были;
- ну и, безусловно, мы ставим вопросы по увеличению той квоты, которая есть на восток;
- это тоже крайне важно;
- в 2020 г. в восточном направлении вывозилось более 11 млн т/год угля.
единственное, что по 2024 г. пересмотр квоты - это сильно проблематично, а на индикативные балансы 2025 г. ожидаем первый проект от Минтранса РФ и тогда будем вместе смотреть.
Спикер Верховного совета республики С. Сокол также отметил, что Минэнерго РФ могло бы оказать методическую помощь угледобывающим предприятиям республики, направленную на рост глубокой переработки угля на территории региона.
На территории Хакасии работает 8 угледобывающих предприятий, которыми по итогам 1го полугодия 2024 г. добыто 12,6 млн т угля.
В угольной отрасли, с учетом смежных производств, заняты 12,5 тыс. человек, а с учетом их семей от угледобычи в регионе зависят около 50 тыс. жителей республики (около 10%).
Давление на российский уголь
- российская угольная отрасль в 2022 г. оказалась под сильным внешнем давлением;
- ЕС в рамках 5го пакета санкций запретил с 10 августа 2022 г. импорт российского угля, на аналогичную меру пошла и Великобритания;
- переориентация поставок на Восток оказалась сложной задачей в связи с ограниченными мощностями Восточного полигона;
- при этом спрос на внешних рынках двукратно превышает российские экспортные возможности, даже с учетом задействования портов Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада;
- в декабре 2023 г. РЖД сообщили, что достигли договоренностей с несколькими регионами об экспорте угля в восточном направлении на 2024 г., в т.ч. с Хакасией,
- общий объем квот составил 100 млн т, что выше уровня 2023 г. (около 93 млн т на основании заявлений глав регионов),
- установленная квота для Хакасии на 2024 г. - 6,5 млн т.
Восточный полигон
Восточный полигон железных дорог объединяет Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).В связи с тем, что эти магистрали работают на пределе пропускной способности, сейчас идет модернизация Восточного полигона.
В 2022 году РЖД объявили о завершении 1го этапа развития Восточного полигона, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн т.
Второй этап программы рассчитан до конца 2024 г., общая пропускная способность Восточного полигона возрастет до 180 млн т/год.
В 2023 г. власти России одобрили 3й этап развития Восточного полигона РЖД.
К 2032 г. предполагается завершить строительство 2го Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и других объектов.
Эти меры позволят достичь к 2030 г. провозной способности на Восточном полигоне до 210 млн т, а к концу 2032 г. - 270 млн т.
В обновленной стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2050 г. сообщалось, что общие объемы перевозок угля по Восточному полигону к 2035 г. могут повыситься до 267,2 млн т в условиях переориентации экспортных поставок на Восток и сохранения объемов перевозок на внутренний рынок.
Автор: А. Гончаренко