Об этом 19 апреля сообщили в пресс-службе администрации правительства Кузбасса по итогам совещания с представителями угледобывающих регионов Сибири, РЖД и руководителями крупнейших угольных компаний.
Тезисы пресс-службы:
- заместитель генерального директора РЖД заверил участников совещания, что свои обязательства железнодорожники планируют выполнять, ситуация стабильна;
- отставание по объемам вывоза кузбасского угля планируется нивелировать во 2м квартале;
- в 1м квартале перевозчик обеспечил вывоз на экспорт 14,8 млн т угля из запланированных 15,1 млн т;
- по итогам 1го квартала отставание от графика составляет 290 тыс. т;
- ситуация вызывает беспокойство в связи с тем, что во 2м и 3м кварталах 2023 г. железнодорожники ведут плановые ремонтные работы, и с вывозом угля могут возникнуть дополнительные проблемы.
Такие же договоры, но на меньшие объемы, заключены с Хакасией, Тывой, Якутией и Бурятией.
Как отметил заместитель гендиректора РЖД, начальник Центра фирменного транспортного обслуживания А. Шило, общий объем грузоперевозок по итогам 1го квартала 2023 г. составил 305 млн т, причем внутрироссийские перевозки угля увеличились на 1,5 млн т.
Также появилась большая конкуренция грузоперевозчиков из-за роста отгрузки руды, зерна и контейнерных грузов на железной дороге.
22 марта 2023 г. министр угольной промышленности Кузбасса О. Токарев сообщил, что отгрузка угля из Кемеровской области на восток в условиях санкций должна как минимум 2 раза превышать объем, о котором регион договорился с РЖД.
Также 31 марта 2023 г. стало известно, что 1я партия угля из Кузбасса в объеме 30 тыс. т будет отправлена по Енисею и Северному морскому пути (СМП) в навигацию 2023 г.
Как отметил тогда 1й заместитель руководителя администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей Л. Федоров:
- планируется в навигацию 2023 г. организовать экспериментальный рейс:
- отправить первые 30 тыс. т угля из Кузбасса с перевалкой частично в Красноярске и Лесосибирске,
- доставить груз в Енисейский залив в район Усть-Порта,
- перегрузить на судна и направить, скорее всего, в Китай.
Такой вариант был разработан для решения логистических проблем Восточного полигона, а также как возможность увеличить грузопоток по СМП.
Помимо этого, в январе 2023 г. с проблемами с провозом грузов по Восточному полигону столкнулись нефтяные компании, а в феврале - металлургические.
В Кузбассе добывается больше 50% всего российского угля и работает более 150 шахт, обогатительных фабрик и разрезов.
Восточный полигон РЖД, который включает в себя Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали (БАМ и Транссиб), - главный логистический коридор для отгрузки добытого в Кемеровской области угля на экспорт.
Автор: А. Хасанова