Об этом сообщает Reuters.
Китай ранее уже увеличил объемы угля собственной угли, добыча бьет все рекорды.
Кроме этого власти задумались и о том, чтобы снова покупать уголь у Австралии.
Австралийский уголь может частично вытеснить российский на китайском рынке.
Китай не покупал у Австралии уголь с 2020 г.
Тогда австралийские власти заявили о возможной причастности Китая к происхождению коронавируса, ставшего причиной пандемии COVID-19.
Китайские власти ввели неофициальный запрет на импорт австралийского угля.
До этого запрета Австралия была крупнейшим поставщиком топлива в Китай.
Китай откровенно повернулся к российскому углю.
Уголь пошел на восток.
Это усугубило неравномерность загрузки РЖД.
На фоне конъюнктуры рынка в 2020 г. падала погрузка на сети РЖД, падал грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии.
Печалило падение в перевозках базовых грузов.
У РЖД стремительно снижалась маржинальность и худела доходная часть.
Северо-Западное направление и Азово-Черноморский бассейн были более - менее свободны, Восточный полигон загружался все больше.
В августе 2020 г. были введены обновленные правила недискриминационного доступа (ПНД) грузов на Восточный полигон РЖД (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль).
Приоритетность доставки:
- грузы для ликвидации ЧС;
- грузы - по решениям президента РФ;
- субсидируемые перевозки;
- перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки; внутрироссийские перевозки; экспортные перевозки несырьевых грузов и сырьевых в специализированных вагонах, зерна и продовольствия;
- экспорт угля в универсальном подвижном составе,
- все остальные грузы.
Это было ясно и в 2013 г., когда началась модернизация БАМа и Транссиба, что позволило обеспечить рост провозной способности до 130 млн т/год.
1 июня 2020 г. В. Путин поручил выделить в 2020 г. РЖД 60,5 млрд рублей из ФНБ на БАМ и Транссиб, в тч. перенести 30,5 млрд руб. с 2021 г.
Общая стоимость проекта - около 700 млрд руб. ФНБ не спасет.
Инвестиционная программа РЖД на 2023 г. в объеме 1,074 трлн руб. была одобрена правительством в ноябре 2022 г., что почти на 30% больше 2022 г. YoY.
- протяженность - 1000 км;
- электрификация - более 1,5 тыс. км ж/д:
- строительство моста через Амур и тоннеля на Кузнецовском перевале.
- 2024 г. - 180 млн т/год,
- 2030 г. - 280 млн т/год.
РЖД получила право приоритетной отгрузки более маржинальной продукции: металлов и др.
В апреле 2022 г. случился 5й пакет санкций ЕС из-за СВО РФ на Украине, включающий эмбарго на импорт российского угля с 10 августа 2022 г.
Поток грузов, экспортировавшийся в Европу и Северную Америку, стал перенаправляться в страны АТР.
Нагрузка на Восточный полигон возросла, конкуренция грузоотправителей там усилилась.
1 июля 2022 г. власти РФ не возобновили действие ПНД, но установили квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы.
Отсутствие надлежащей провозной способности Восточного полигона - это стратегическая ошибка правительства РФ, которую в одночасье не исправить.
Это как космос, где Россия перестала быть впереди планеты всей.
Для развития некоторых отраслей промышленности недостаточно 5-летних планов.
Возможно нужны стратагемы. И большие инвестиции, откровенно большие.
Китайцы внимательно следили за ситуацией на Восточном полигоне.
Следили долго.
А потом, в конце 2022 г. отношения Китая с Австралией стали теплеть.
Уже в январе 2023 г. 3 коммунальных предприятия и 1 сталелитейная компания получили право заказывать австралийский уголь.
В ближайшее время список компаний могут расширить.
С собственной добычей тоже возникли проблемы - пришла новая волна COVID-19.
Из-за загруженности Восточного полигона поставки настолько задерживаются, что от контрактов с российскими компаниями начали отказываться Южная Корея и Япония.
В ноябре 2022 г. губернатор Кузбасса С. Цивилев рассказал, что в регионе застряли вагоны с 800 тыс. т угля.
Поэтому, пока ситуация не изменится.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина