Стоимость новой железнодорожной ветки Эльгаугля и порта на Охотском море оценивается в 97 млрд руб.
Эльгауголь построит новую железнодорожную линию за свой счет, но хочет для себя гарантий по вывозу 30 млн т/год угля по существующим магистралям на время строительства
Об этом сообщил РБК со ссылкой на письмо гендиректора Эльгаугля А. Исаева на имя замминистра транспорта РФ В. Токарева.
Из 97,1 млрд руб. на строительство самой железнодорожной линии планируется потратить 37,3 млрд руб.
Еще 28,4 млрд руб. предназначено на закупку подвижного состава.
Создание порта у пос. Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб.
Сроки строительства - 5 лет, окупаемость проекта - примерно 7 лет.
30 июня 2021 г. глава РЖД О. Белозеров направил письмо вице-премьеру М. Хуснуллину с предложением о строительстве дороги Эльга - Чумикан.
Из документа следовало, протяженность ветки может составить 500 км, провозная мощность - 30 млн т/год угля.
Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн руб.
Железнодорожная линия Эльга - Чумикан станет частью 3го этапа развития Байкало-Амурской магистрали (БАМа) и Транссиба, направленного на увеличение пропускной способности сети РЖД для вывоза дополнительных объемов угля с месторождений республики Саха (Якутия).
Данная ветка железнодорожной магистрали запланирована как ветка необщего пользования, т.е. ею сможет пользоваться только Эльгауголь.
Удельные показатели проекта существенно ниже, чем значения, применяемые при проектировании и строительстве РЖД (300-600 млн руб./км при проектировании развития участков Восточного полигона).
Ранее В. Токарев говорил, что вариант строительства частной железной дороги для вывоза дополнительных объемов угля из Якутии является предпочтительным.
Замминистра тогда пояснил, что это не потребует вложения государственных средств, а также снизит загруженность инфраструктуры РЖД, освободит мощности для других грузоотправителей и не спровоцирует увеличения тарифной нагрузки.
Эльгауголь уже заявила, что планирует построить железнодорожную линию до Охотского моря за счет собственных средств, бюджетное финансирование компании не потребуется.
Однако на время строительства новой линии Эльгаугль добивается для себя гарантированного вывоза 30 млн т/год угля с Эльгинского месторождения по существующим магистралям (сейчас вывозится 15 млн т/год), что позволит компании сформировать денежный поток, достаточный для строительства дороги.
У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная железная дорога: Эльга - Улак протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области.
Эту дорогу стоил прежний владелец Эльгаугля Мечел в период с 2008 по 2014 гг., стоимость проекта составила 80 млрд руб., провозная мощность - 4 млн т/год угля.
В апреле 2020 г. контроль над Эльгинским месторождением приобрела компания А-Проперти А. Авдоляна (в настоящее время у А-Проперти 95% Эльгаугля, еще 5% у Ростеха) и начала наращивать добычу.
А-Проперти планирует увеличить пропускную способность дороги Улак - Эльга до 24 млн т/год в 2021 г., а после завершения развития инфраструктуры - до 30 млн т/год.
Это согласуется с планами по наращиванию добычи угля на Эльгинском месторождении (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т).
В 2020 г. добыча выросла на 60%, до 7 млн т, в 2021 г. планируется рост до 18 млн т., в 2023 г. ожидается выход на отметку 45 млн т/год угля.
Строящаяся в настоящее время 2я ветка БАМа также послужит расширению возможностей по вывозу угля с месторождений А-Проперти на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Минобороны РФ в апреле 2021 г. начало строительство 2й ветки БАМа на участке от станции Улак - станции Февральск в Амурской области протяженностью 340 км.
Станция Улак является начальной точкой линии Эльга - Улак, ведущей к Эльгинскому месторождению, а станция Февральск расположена в направлении Огоджинского угольного месторождения, также развиваемого А-Проперти.
Это позволит перенести часть объема перевалки угля Эльгинского и Огоджинского месторождений, осуществляемой в настоящее время через порты Ванино и Владивосток, в порт Вера в Приморском крае.
Железнодорожная ветка Эльга - Чумикан даст Эльгауглю собственный независимый маршрут для экспорта угля и высвободить пропускную способность БАМа для других грузоотправителей.