Минтранс планирует в 2011 году приступить к реализации проекта комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги.
РЖД прогнозирует рост перевозок на этом направлении в 1,7 раза до 87 млн тн угля к 2020 году. Это, вероятно, связано с освоением Элегестского угольного месторождения.
По информации «Ъ», общая стоимость проекта комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет составит 120 млрд рублей.
Цифра громадная. И Минтранс предложил повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт. Этот вопрос обсуждался 18 августа на заседании у Д.Козака.
По данным «Ъ» надбавка может составить от 20 до 30%.
Это не порадует российский углепром. Шахтёры лишь недавно, после повышения цен на нефть, вздохнули свободнее. Уголь стал более востребованный. А значит, появились контракты, в углепром потянулся серьёзный бизнес. Однако, введение экспортных пошлин, предлагаемых Минтрансом, сведёт на 0 рентабельность угольного бизнеса.
По данным экспертов, уровень рентабельности поставок в Европу составляет 20%, в Китай – около 30%. При Минтрансовской надбавке 20% становится бессмысленным угольный бизнес с Европой, при 30% - с Китаем.
Очевидно, что Минтранс имеет поддержку «наверху», но и шахтёры просто так не сдадутся. Хотя в реальности, это просто столкновение бизнес - интересов крупного бизнеса. Ситуация похожа на конфликт ОСК и Минобороны. И решение так же важно.
Кузбасс отреагировал немедленно. А. Тулеев представил в правительство расчёты, показывающие, что рост ж/д тарифов на перевозку угля (25–30%), выше, чем рентабельность в углепроме.
Возможно и сейчас «разруливать» проблему придётся И.Сечину. Это специфика российского бизнеса, «разборки» могут происходить на любом, даже очень высоком уровне бизнеса.
Тем не менее, проект нужно внедрять.
Углепром Тувы – это перспективное и выгодное вложение инвестиций. В ближайшем будущем Тува составит конкуренцию Кузбассу. Разведанные запасы Улуг-Хемского угольного бассейна на сегодня составляют 14,2 млрд тн.
С 2010 года здесь уже присутствует Evraz Р. Абрамовича и Северсталь А. Мордашова.
Эти компании, кстати, договорились об участии в строительстве новой железнодорожной линии Кызыл – Курагино. Стоимость строительства составит 96 млрд рублей, из которых половину должно дать государство. Тут – то и выяснилось, что одной линии недостаточно, и нужно расширять весь участок Междуреченск – Тайшет.
В июне 2011 года на Элегестское месторождение пришла Русской медной компании, в которой Р. Байсаров недавно стал партнёром И. Алтушкина.
Перед государством стоит сложная задача, как соблюсти интересы сторон и реализовать проект комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет