USD 74.5755

+0.53

EUR 89.5652

+0.12

BRENT 62.59

0

AИ-92 44.41

+0.03

AИ-95 48.3

+0.02

AИ-98 53.75

+0.03

ДТ 48.82

+0.01


Байсаров Руслан Сулимович

Байсаров Руслан Сулимович

Основатель АО «ТЭПК», глава совета директоров ГК СК Мост

2289 место


Биография

Выпускник Грозненского нефтяного института Руслан Сулимович Байсаров в нефтяном бизнесе с конца девяностых. В период до 2011 года работал на ключевых постах в ряде московских топливных компаниях.


С 2011 года осуществляет строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках учрежденных компаний и приобретенных в стройиндустрии активов. 


Ранние годы


Руслан Байсаров родился в селе Пригородное на окраине Грозного 9 августа 1968 года. Детство Руслана Сулимовича нельзя охарактеризовать как беззаботное: материальное положение многодетной семьи Байсаровых не отличалось стабильностью. Но проявившаяся сызмальства в Байсарове предприимчивость позволила ему вносить свой скромный вклад в бюджет семьи. Он придумал торговать яблоками на местном базаре, которые, в свою очередь, ему продавали сторожа на госсадах. Еще одной статьей детского дохода была сдача бутылок из-под кефира. Именно в ранние годы будущий бизнесмен обрел мечту, которой потом суждено было реализоваться в полной мере. Образ нефти прочно завладел сознанием Руслана.

Про ценное «масло», как называют нефть на чеченском языке, ему впервые рассказывали местные старейшины, помнившие еще дореволюционную эпоху, когда в поисках «черного золота» в Чечню приезжали англичане. Рассказы стариков были окрашены романтическими красками, но в итоге привели к реальному успеху. Детские впечатления позднее переросли в серьезный интерес к теме, благо, в республике во времена СССР нефтедобыча процветала. Топливный кластер Чечено-Ингушской АССР того времени состоял из:

  • нескольких заводов по переработке;

  • научно-исследовательского института;

  • высшего учебного заведения, готовившего специалистов нефтяной отрасли. 


Юному Байсарову очень хотелось стать нефтяником. Правда, старший брат был уверен в необходимости переезда в Москву с целью поступления в инженерно-строительный. Однако в МИСИ Байсаров успел проучиться только на первом курсе, после которого ушел на двухгодичную службу по призыву. После армии возвращаться в МИСИ не пожелал, строительная отрасль в то время не привлекала Руслана Сулимовича.

Он отстоял свою позицию и все-таки перевелся в грозненский нефтяной институт. Это был один из популярнейших вузов страны, готовящий специалистов нефтянки, к тому же еще один из самых старых, с хорошими традициями. Он дал стране десятки не только высококвалифицированных специалистов-нефтяников, но и грамотных руководителей отрасли.


Первые шаги в нефтяном бизнесе


Однако получив диплом в 1996-м, Байсаров вовсе не сразу стал заниматься нефтяным бизнесом. Первые деньги он заработал, еще учась в институте. Тогда в бывший СССР хлынул небывалый поток импортной продукции, страна нуждалась буквально во всем. Руслан Байсаров торговал и косметикой, и продуктами, но главным образом – перепрошитыми с учётом нужд российских пользователей компьютерами.

После учебы открыл в Совинцентре, впоследствии названном Центром международной торговли: 

  • ночной развлекательный клуб; 

  • ресторан японской кухни;

  • элитный салон красоты. 


Наконец, в конце девяностых приступил к работе в отрасли, о которой мечтал с детства. Основал компанию «Инфант», которая перерабатывала нефть на Московском НПЗ и поставляла бензин на АЗС – их было около двух тысяч по всей стране, преимущественно в центральной и северо-западной частях. Имела контракты на поставку топлива с различными госучреждениями.

Вскоре Байсаров создал компанию, которая разработала инновационный на начало двухтысячных продукт, упорядочивший через систему электронных платежей оборотные средства водителей компаний, в чьей собственности находились крупные парки автомобилей. Чтобы избежать разбазаривания средств водителями, которые зачастую тратили выдаваемые на топливо наличные вовсе не по назначению, и была разработана и внедрена эта система. Байсаров вспоминает, как команда в несколько десятков человек, сутками, не выходя из офиса, создавала программное обеспечение для этого проекта. Благодаря этому ПО организации получали полную информацию по каждому водителю: 

  • количество километров в пути;

  • расход топлива;

  • время и место заправки. 

Ею пользовались тысячи бюджетных организаций, что позволило им существенно минимизировать транспортные расходы.


Карьера в отрасли


В нефтяной отрасли высоко оценили менеджерские качества Байсарова, что выразилось в приглашении в Московскую топливную ассоциацию, создание которой на самой ранней стадии развития столичного топливного рынка в 1994 году инициировали независимые топливные операторы для защиты своих интересов. Во времена Байсарова организация объединяла более полусотни структур, контролирующих три четверти рынка нефтепродуктов Московского региона. 

В течение нескольких лет Руслан Байсаров делает довольно успешную карьеру, занимая высокие посты в различных столичных топливных компаниях.

В 2001 Руслан Байсаров назначен вице-президентом МНК. Основателем этого объединения двумя годами ранее столичный мэр с целью наладить бесперебойную систему обеспечения Москвы качественным топливом. Московский градоначальник был избран председателем наблюдательного совета компании, а сам совет сформировали члены правительства Москвы. К 2003 году компании удалось с нуля довести выработку нефтепродуктов до ежемесячных четырехсот тонн, а также обеспечить стабильность столичного топливного рынка.


Далее карьера менеджера начала развиваться стремительно:


  • В 2004-м Байсаров Руслан работает в должности вице-президента ОАО «Центральная топливная компания».


  • В следующем году был выбран председателем совета директоров компании «МНК-АВТОКАРД».


  • С 2005 по 2011 год работал в преобразованной из МНК «Московской нефтегазовой компании» (МНГК), сначала – вице-президентом, а затем – первым вице-президентом.


  • В 2010 году в дополнение к позиции в МНГК Руслан Байсаров был назначен еще и первым вице-президентом «Центральной топливной компании».


Казалось, что в нефтяную отрасль Байсаров пришел надолго. Ведь еще в 2008 году он смог приобрести права на часть активов перспективной компании Sibir Energy. Но в 2010 году пакет предпринимателя «Газпром нефть» выкупила примерно за 740 миллионов долларов.


И уже через год Байсаров оставил и работу в МНГК, чтобы заняться собственными проектами. За успехи по реструктуризации компании его лично поблагодарил председатель совета директоров Sibir Energy.


Вклад в развитие стратегической инфраструктуры


Руслан Байсаров никогда не шел по проторенной дорожке, и сейчас он остается верным самому себе, вступая на неизведанные территории. Именно сибирский и дальневосточный регионы, по мнению экспертов, являются драйверами экономического развития. Имея богатый природный потенциал, они к тому же имеют в непосредственной близости самые перспективные на сегодняшний момент рынки сбыта, а именно страны АТР. И в выигрыше в долгосрочной перспективе окажутся именно те компании, которые вовремя распознали эту тенденцию и начали развивать свою деятельность именно в этом направлении. Особенно это касается абсолютно новых компаний, которые не отягощены устаревшим оборудованием и инфраструктурой, а еще на стадии создания внедряют новейшие технологии, производственные и управленческие схемы.


ТЭПК Руслана Байсарова 


В 2011 году бывший нефтяник Байсаров основал «Тувинскую промышленную энергетическую корпорацию (ТЭПК) с прицелом на разработку Элегестского месторождения, которое находится в республике Тыва. Запасы его огромны – свыше 855 млн тонн, предполагаемый охват разработок – более восьмидесяти километров. О добыче угля в этом регионе речь уже не первое десятилетие, однако серьезными препятствиями были отсутствие транспортной инфраструктуры и большая глубина залегания – около восьми метров (для сравнения: в кузбасском бассейне уголь добывают максимум с трехметровой глубины).


В планах корпорации – венчурные инвестиции в богатые полезными ископаемыми регионы, такие как Сибирь и Дальний Восток. Как известно, венчурные инвестиции предполагают высокую степень риска – около семидесяти процентов. Это вложения в новые, хотя порою и оригинальные проекты. Считается, что позволить себе такое могут лишь финансово состоятельные компании.


Железная дорога


Тувинский проект предусматривает, помимо непосредственно добычи угля, также решение инфраструктурных вопросов – то есть доставку его до конечного потребителя. Как известно, в республике Тыва никогда не было железной дороги, прокладка железнодорожных путей обходила этот регион стороной. Однако с приходом в Туву Байсарова ситуация кардинально изменилась. Созданная и возглавленная Русланом Сулимовичем в качестве генерального директора дочерняя структура ТЭПК – АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» в 2019 году заключила с РЖД договор на строительство и проектировку объекта. Таким образом республика будет интегрирована в общероссийскую сеть железных дорог, что существенно улучшит экономическую ситуацию в регионе.

Также в рамках развития инфраструктуры для доставки угля из Элегеста Байсаров реализует еще один крупный проект – это возведение угольного терминала в хабаровском порту Ванино. Его планируется достроить ориентировочно во второй половине 2023 года.


Строительство с российским размахом


В 2015 году в область своих интересов как инвестор Руслан Байсаров включил строительную отрасль. Он приобретает блок пакет группы строительных компаний СК Мост, а уже через год становится ее основным владельцем. Эту структуру без преувеличения можно назвать преемником славных строительных традиций времен освоения целины, поскольку ее основали после развала СССР специалисты одного из строительных отрядов, работающих на возведении БАМа. Постепенно прирастая кадрами и техникой, ГК СК Мост целенаправленно год за годом завоевывал лидирующие позиции в области строительства тоннелей, мостов, автомобильных и железных дорог в самых непростых условиях. Байсаров придал новый импульс развитию компании. Возглавив дочернюю структуру АО «УСК Мост» как председатель совета директоров, Руслан Сулимович занялся реализацией масштабных проектов, география которых охватывает всю Россию и даже протирается за ее пределами.


  • На острове Сахалин завершается переукладка железнодорожной колеи, проложенной еще в «японский» период, в соответствии с отечественными стандартами. На некоторых участках уже запущено движение поездов.

  • На юге России также осуществляется реализации не менее важного с экономической точки зрения проекта. Завершается строительство нового железнодорожного моста через реку Дон, который в состоянии выдерживать супертяжелые грузовые поезда весом около двенадцати тысяч тонн. Планируется, что движение поездов будет организовано на объекте в 2020 году, после чего старый мост демонтируют.

  • Построен первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. Российскую часть моста, более трехсот метров, возводили специалисты компании Байсарова. Стыковка произошла в марте 2019 года.

  • Построен первый автомобильный мост, сближающий Россию и Китай. На российской территории за строительство отвечал ГК СК Мост – это более пяти сотен метров перехода, а также 278 метров моста через протоку Каникурганскую на подступах. Стыковка моста при участии китайских специалистов состоялась в 2019-м, а в начале текущего года сооружение успешно прошло технические испытания – по нему проехали груженые фуры. Рабочее движение на мосту будет организовано, предположительно, летом 2020 года.


Возведения этих соединяющих две страны мостов и российская, и китайская сторона ожидали уже давно, ведь два берега Амура разделяли соседей всего на расстоянии одного километра. Но между тем уже не первое десятилетие на пути реализации этих проектов вставали разного рода препятствия. Зато теперь эксперты предрекают резкое увеличение товарооборота с Китаем. Также, по их мнению, в регион хлынут инвестиции, увеличится число туристов.


Метро для москвичей


Специалисты Байсарова участвуют в прокладке тоннелей восточного участка московского метрополитена (Большая кольцевая линия), используя при этом уникальные для нашей страны технологии. Так, тоннелепроходческий комплекс внушительных размеров, ласково называемый строителями «Виктория», – более десяти метров и весом свыше 830 тонн – был спущен в подземный котлован уже в полной сборке. Остальные подрядчики собирают такие комплексы под землей, опуская конструкцию по частям. Используемая «Мостом» технология позволяет затрачивать на подготовительные мероприятия по сборке гораздо меньше времени, что сокращает и сроки всего проекта по прокладке тоннелей. Это особенно актуально в разрезе последних установок московского мэра прокладчикам метро: не допускать никаких переносов сроков сдачи в рамках строительства БКЛ, которое должно быть закончено в течение двух лет, когда кольцо предполагается замкнуть. Для этого работы в столичной подземке ведутся в круглосуточном режиме.


Факты о личности


В последнее время Руслана Сулимовича можно встретить в Москве нечасто, поскольку он лично контролирует ход работ на объектах компании в разных частях страны, в связи с этим часто бывает в разъездах. Являясь обладателем пятисотмиллионного состояния в долларах США (Forbes за 2019 год) и постоянным участником рейтинга российского Forbes-200, Байсаров тем не менее предпочитает всегда держать руку на пульсе и самостоятельно выполнять функции топ-менеджера в своих компаниях.


Байсаров имеет два высших образования. По информации из википедии, помимо диплома «инженера-экономиста», также имеет степень магистра социологии, полученную в 2001 году в МГУ. С 2018 года – кандидат технических наук в «МИСИС».


Семья 


Руслан Байсаров гордится своими детьми (двоими сыновьями и четверыми дочерями), считая их главными активами в своей жизни. Старший из наследников – Дени рожден в союзе с известной актрисой и певицей Кристиной Эдмундовной Орбакайте. В 2019-м ему исполнился 21 год, он окончил престижный университет в столице Великобритании, в котором изучал основы бизнеса. Дени получил прекрасное образование, серьезно увлекался музыкой и занимался фотографией. 

Его без преувеличения можно назвать всесторонне развитым молодым человеком. В настоящее время он уже стал со-основателем набирающего популярность в Европе проекта по борьбе со стрессом и депрессиями с помощью искусства.

Чрезмерная загрузка работой не мешает Руслану Сулимовичу принимать активное участие в жизни всех своих детей. Особенно любит Байсаров в редкие свободные часы, когда вся его большая семья собирается в его доме в Подмосковье.


Благотворительность


Известно, что Руслан Байсаров выделяет личные средства на благотворительность, однако, в отличие от многих своих коллег, эту часть своей деятельности он не склонен афишировать, считая, что добрые дела любят тишину.

Лишь однажды в прессе прошла новость об его участии в необычной вечеринке с участием благотворительных фондов. На устроенном аукционе Байсаров приобрел за 200 000 евро эпизодическое киновоплощение для не столь популярной актрисы в художественной картине своего друга Федора Бондарчука. Деньги были переданы на лечение тяжелобольных детей.