Об этом сообщает пресс-служба КМГ.
В г. Нью-Йорке (США) состоялась встреча председателя правления КМГ А. Хасенова с руководством американской технологической компании LanzaJet — главным исполнительным директором Д. Самарцисом и вице-президентом по коммерческим вопросам С. Тионом. Стороны рассмотрели результаты завершенного технико-экономического обоснования (ТЭО) и дальнейшие шаги по строительству завода по производству экологичного авиационного топлива.
По итогам встречи КМГ и LanzaJet подписали рамочное соглашение. Документ официально утвердил результаты ТЭО и дал старт новому этапу — детальному проектированию (FEED), в рамках которого будут разработаны все ключевые технические и экономические решения, необходимые для строительства завода. Согласно ранее проведенному анализу рынка, к 2030 г. потребление SAF в Казахстане может достичь 70 тыс. т/ год.
Хронология проекта:
- этап разработки пред-ТЭО завершился в 2024 г. в рамках совместной инициативы КМГ и Эйр Астана (Air Astana, одной из крупнейших авиакомпаний Центральной Азии) при финансовом содействии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
- в том же году сообщалось о заинтересованности американской технологической компании LanzaJet и японской инвестиционной компании Mitsui (Мицуи) в совместной с КМГ реализации проекта;
- в ноябре 2024 г. КазМунайГаз-Аэро также подписала рамочное соглашение с BioOperations (входит в крупный агропромышленный холдинг KazFoodProducts , KFP) о совместной реализации проекта по производству SAF;
- в апреле 2025 г. КМГ, LanzaJet и KFP заключили соглашение о разработке ТЭО. Роль KFP заключается в поставках необходимого сырья для будущего предприятия;
- ожидалось, что основное ТЭО будет подготовлено до конца 2025 г.
SAF:
- экологически чистое авиационное топливо, производимое из возобновляемых ресурсов в соответствии со стандартами ASTM International;
- мировые лидеры авиации активно внедряют SAF:
- США планируют достичь 50% использования к 2050 г.,
- ЕС - 2% с 2025 г. с последующим увеличением до 63% к 2050 г.,
- Великобритания - 10% к 2030 г.,
- для России SAF имеет меньшую актуальность в текущем моменте;
- SAF, произведенное из ненефтяного сырья, включая пищевые отходы, в настоящее время стоит примерно в 3-5 раз дороже обычного авиакеросина.
Автор: А. Гончаренко