29 ноября 2022 г. на орбитальную станцию Тяньгун на корабле Шэньчжоу-15 были отправлены 3 тайконавта с 6-мес. миссией.
Время пришло менять экипаж.
Шэньчжоу-16
Шэньчжоу-16 более современный корабль по сравнению с Шэньчжоу-15.После выхода на орбиту корабль Шэньчжоу-16 начал использовать метод радиальной стыковки для сближения и стыковки с орбитальной космической станцией Tiangong.
Стыковка с радиальным портом основного модуля космической станции была успешной.
Механизм стыковки - захват, буферизация и жесткое соединение с стыковочными целями прошел штатно.
Механизм стыковки, разработанный Институтом 805 Восьмой академии, успешно завершил 28 миссий по сближению и стыковке на орбите (включая стыковку Шэньчжоу-16) с момента 1го беспилотного сближения и стыковки между Шэньчжоу-8 и Тяньгун-1 в 2011 г.
Время сближения и стыковки на орбите постепенно сокращается с более чем 40 часов после первоначального запуска до 2 ч.
Преимущества быстрого сближения и стыковки:
- сокращение времени доставки грузов на космическую станцию;
- космонавты могут быстро перемещаться на космическую станцию.
При радиальной стыковке Шэньчжоу-16 со станцией могут состыковаться еще 2 грузовых корабля (Тяньчжоу-5 и Тяньчжоу-6).
Масса космической станции в сборе превысит 100 тонн.
Комбинированная конфигурация «3 каюты и 3 корабля» делает Shenzhou 16 постоянно заблокированным другими кабинами, в результате чего космический корабль находится в среде, где солнце не может светить в течение длительного времени, что влияет на энергетическую мощность всего корабля, тепловую возможности управления внешним оборудованием и возможности поддержки связи.
Для этих условий Институт 804 Восьмой академии разработал автономные продукты для систем измерения, управления и связи, охватывающих связь «воздух-воздух», транспондер, телеметрию дистанционного управления, изображение, голос, антенна, передача данных и другие профессиональные продукты, обеспечил выполнение таких задач, как независимое измерение орбиты, телеметрия, дистанционное управление, передача видео, голоса и данных во время автономного полета, сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.
Система энергоснабжения оптимизирована 811 Институтом Восьмой Академии.
Все подсистемы энергоснабжения прошли различные оценки, такие как вибрация, удар, вакуум, высокая температура и низкая температура.
Система энергоснабжения полностью отечественная.
Корабль Шэньчжоу 16 может многократно стыковаться в переднем порту или радиальном порту для целей корректировки орбиты станции, перестыковки - для посещения других кораблей.
По этой причине крылья солнечной батареи силовой системы и ее приводная система могут корректировать свое положение и выдерживать воздействие сложных внешних сил:
- при сильном солнечном свете крылья солнечной батареи останавливаются на длительное время в фиксированном положении, наиболее благоприятном для выработки электроэнергии;
- при комбинированном влиянии ослабленного солнечного света и сложного затенения космическая станция обеспечивает наименьшее энергопотребление сетку и подключение к источнику питания;
- когда света нет, Шэньчжоу 16 активирует крылья солнечной батареи, чтобы отслеживать солнце.
- полностью сохранить потери вращения механической конструкции,
- свести к минимуму зависимость силовой системы корабля от энергосистемы космической станции.
Выход в тайкон
Космос - очевидный приоритет Китая.Они если и не лидеры, то в передовиках ходят.
В 2015 г. - Китай анонсировал двигатель YF-100, в котором еще использовался опыт созданного в СССР РД-120.
Ныне у китайцев все свое, родное.
18 сентября 2022 г. - Китайское национальное космическое управление (CNSA) анонсировало результаты 1й китайской миссии по исследованию Марса.