Об этом сообщает Bloomberg.
По данным источников издания, суд пока не определил конкретную сумму, которую должны выплатить консорциум. При этом уточнятся, что решение суда может быть обжаловано.
Напомним, что казахстанские власти в 2023 г. подали судебный иск к Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO), оператору Карачаганскаского месторождения, на сумму 3,5 млрд долл. США. Однако затем сумма исковых требований выросла до 6 млрд долл. США. Действующий на тот момент министр энергетики А. Саткалиев пояснял, что речь идет об исполнении соглашения о разделе продукции (СРП).
«Арбитражный суд поддержал позицию правительства о том, что компании возмещали средства за счет государства в рамках СРП, в частности, по неутвержденным перерасходам средств и другим затратам, которые не подлежали возмещению», – пишет агентство.
Акционерами KPO являются Shell, Eni (по 29,25%), Chevron (18%), ЛУКОЙЛ (13,5%), КазМунайГаз (10%). Bloomberg отмечает, что арбитражный суд отклонил попытку нефтяных компаний частично прекратить дело со ссылкой на истечение срока давности.
KPO должен будет вернуть государству от 2 до 4 млрд долл. США. Механизм погашения этого долга потребует изменений в формуле распределения нефти в рамках СРП.
В 2020 г. партнеры по проекту Карачаганак выплатили 1,3 млрд долл. США для урегулирования спора о распределении доходов. В развитие проекта консорциум инвестировал не менее 31 млрд долл. США.
Стоит отметить, что Eni и Shell также планировали построить газоперерабатывающий завод на месторождении Карачаганак. Переговоры между правительством и ключевыми инвесторами велись на протяжении 2 лет. Eni и Shell потребовали увеличения бюджета проекта с 3,5 млрд долл США до 6 млрд долл США, а также покрытия дополнительных расходов в размере 1 млрд долл США для обеспечения рентабельности.
Переговоры зашли в тупик – для властей Казахстана запросы инвесторов оказались неприемлемыми. Инвесторов тоже понять можно – срок действия СРП по Карачаганаку истекает в 2033 г., а окупить планируемый к запуску в 2029 г. ГПЗ за 3-4 года нереально.
Позднее стало известно, что казахстанские власти обязали Eni и Shell приостановить работы по проекту ГПЗ, а затем попросили передать контроль над проектом КМГ, что должно ускорить реализацию и обеспечить ввод объекта в эксплуатацию в 2029 г.
Не только КПО
Крупнейшие месторождения Казахстана уже давно являются объектом споров между международными нефтяными компаниями и правительством. Помимо арбитражного разбирательства по делу Карачаганак, правительство предъявило претензии к оператору месторождения Кашаган (North Caspian Operating Company, NCOC) на сумму более 160 млрд долл. США.
Акционерами NCOC являются KMG Kashagan (16,88%), Shell Kazakhstan Development, Total EP Kazakhstan, AgipCaspian Sea, ExxonMobil Kazakhstan (по 16,81%), CNPC Kazakhstan (8,33%), Inpex NorthCaspian Sea (7,56%). Партнерам также грозит экологический штраф в размере 5 млрд долл. США. Министерство экологии и природных ресурсов Казахстана обвиняет NCOC в том, что на Кашагане хранится серы вдвое больше, чем разрешено.
Для Кашагана иск охватывает период с 2010 по 2018 гг., для Карачаганака - с 2010 по 2019 гг.
По словам президента, высокодоходные крупные предприятия и экспортирующие сырье компании должны платить в казну больше, такая практика справедлива и успешно зарекомендовала себя в мире. Новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики.






