Об этом сообщила пресс-служба суда.
Компания пыталась оспорить юрисдикцию российского суда, направив ходатайство о прекращении производства по делу. Ответчик настаивал на рассмотрении спора в суде Нидерландов по месту своей регистрации. Однако Арбитражный суд Мурманской области не нашел оснований для удовлетворения этого ходатайства и признал свою компетенцию в рассмотрении дела.
Помимо основной суммы долга, с Damen Shipyards Gorinchem будут взысканы судебные расходы в размере 6,7 млн руб.
Спор возник в рамках контракта на строительство пяти судов портового флота для морского перегрузочного комплекса (МПК) сжиженного природного газа (СПГ) в губе Ура в Мурманской области. При перегрузке СПГ методом борт - в - борт без мощных буксиров не обойтись.
Финансирование проекта осуществлялось за счет кредитной линии Сбербанка, открытой Атомфлоту в 2021 г. на сумму 35,14 млн евро. ФГУП Атомфлот должен был стать оператором портового флота компании НОВАТЭК - Арктическая перевалка на МПК СПГ в Мурманской области. Для его обслуживания он заказал у верфи Damen 5 ледовых буксиров Arc4 класса 3010 . Срок поставки буксиров - до конца до конца 2022 года, но буксиры не были поставлены.
Это не первый судебный спор российских компаний с голландским судостроителем. предприятие направило компании Damen получила несколько авансов на общую сумму 22,52 млн евро, или около 1,946 млрд руб. по курсу на дату платежа. Компания не выполнила распоряжение и не вернула авансовые средства. Тогда Росморпорт обратился к банку-гаранту, которым был ING Bank, и в досудебном порядке вернул около 1,529 миллиарда руб.
Однако, по утверждению Росморпорта, из-за значительных колебаний обменного курса на момент предоставления авансов и компенсационных выплат, сумма ущерба составила почти 417 млн руб. Государственное предприятие обратилось в Московский арбитражный суд с просьбой о возмещении этих средств - сначала в сентябре 2022 г. по контрактам на поставку 2 буксиров, оценив свои убытки по ним в 323,085 млн руб., а затем в марте 2023 г. по контрактам на еще 5 буксиров, убытки по которым составили 93,378 млн руб.
Несмотря на попытки Damen объяснить свою ситуацию санкциями ЕС, которые, по утверждению компании, не позволяют ей не только поставлять буксиры, но и переводить деньги, суд усмотрел в ее действиях нарушение обязательств перед Росморпортом.
Арбитражный суд Москвы трижды удовлетворял иски Росморпорта к Damen Shipyards Gorinchem о взыскании убытков из-за курсовых разниц по договорам на строительство буксиров. Общая сумма удовлетворенных требований по этим делам превысила 1 млрд руб.
Буксиры Damen
Азимутальный буксир Damen ледового класса 3010 имеет максимальное тяговое усиление 60 тонн, длина — около 30 м, ширина — 10,5 м, максимальная скорость - 12,9 узлов, мощность - 3,84 МВт, экипаж - 8 человек.Подобные буксиры Damen строила на своей верфи в Чандэ для работы в порту Восточный.
В России могут строить подобные буксиры на Выборгском судостроительном заводе - дочке ОСК, и на «Краншипе» в Краснодарском крае. Но стоимость их строительства гораздо выше, да и локализация невысока.
Морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области
НОВАТЭК получил участок у губы Ура Баренцева моря (ЗАТО Видяево) в 2020 году.Морской перегрузочный СПГ-терминал предназначен:
- для приема СПГ с танкеров-газовозов ледового класса Arc7, доставляемого из морского порта Сабетта в Обской губе по Северному морскому пути (СМП);
- для кратковременного хранения СПГ в плавучих хранилищах газа (FSRU) объемом 360 тыс. м3;
- или перегрузке методом «борт в борт» на конвенциональные танкеры - газовозы для доставки покупателям.
Автор: А. Шевченко






