Решением суда запрещено продолжать и поддерживать разбирательство против России в Постоянной палате третейского суда в Гааге.
Суд постановил, что в случае нарушения запрета с участников зарубежного процесса будет взыскано 7,5 млрд евро в пользу Российской Федерации. По информации источников, взыскание может быть обращено на доли Wintershall Dea в российских компаниях.
Разбирательство было инициировано со ссылкой на Договор к Энергетической хартии 1994 г., который Россией не был ратифицирован и, как отметил суд, не применялся. По данным Генпрокуратуры, зарубежный процесс является незаконным по месту проведения и составу арбитров, носит ангажированный характер и изначально предвзят по отношению к России.
Суть спора и ход разбирательства
Wintershall Dea и Газпром успешно сотрудничали до 2022 г., успешно реализуя совместные проекты:- магистрального газопровода (МГП) Северный поток-1, где у Wintershall Dea было 15,5%,
- разработка Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) и участков Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ:
- Южно-Русское НГКМ - у Газпрома 40%, Wintershall Dea - 35% (25% у OMV 25%),
- участок 1A Уренгойского НГКМ - паритетное СП Газпрома и Wintershall Dea,
- участки 4А и 5А - у Газпрома 74,99%, у Wintershall Dea - 25,01%.
В ответ Wintershall Dea инициировала 2 арбитражных разбирательствах против РФ - по нарушению 2-стороннего договора о защите инвестиций с ФРГ и по Договору к Энергетической хартии (ДЭХ, документ в России ратифицирован не был). Причем ведет это разбирательство Wintershall Dea уже не как полноценная нефтегазовая компания, а как структура, в которой сконцентрированы проблемные активы, в т.ч. российские.
После сделки с Harbour Energy, все действовавшие проекты в Норвегии, Аргентине, Германии, Мексике, Алжире, Ливии (исключая Wintershall AG), Египте и Дании, перешли к Harbour Energy, а Wintershall Dea занялась судами, продажей оставшихся активов, реорганизацией и закрытие своих штаб-квартир в гг. Кассель и Гамбург. Общая сумма требований Wintershall Dea к РФ по иску о ДЭХ составляет не менее 7,5 млрд евро.
Позиция Генпрокуратуры
С российской стороны последовало обращение Генпрокуратуры в Арбитражный суд г. Москвы (дело А40-92702/2025).Ответчиками выступают:
- Wintershall Dea GmbH,
- юридическая фирма Aurelius Cotta (Аврелий Котта),
- 3 независимых арбитра Олуфунке Адекоя (Великобритания), Шарль Понсэ (Швейцария) и Хамид Гарави (Франция).
Генпрокуратура просила суд запретить ответчикам продолжать разбирательство в PCA (дело 2024-42), а в случае нарушения судебного запрета - назначить к взысканию в российский бюджет санкцию в размере 7,5 млрд евро с каждого из ответчиков (Wintershall Dea, Aurelius Cotta, а также солидарно с 3 арбитров). В своем иске Генпрокуратура высказала подозрения в беспристрастности независимых арбитров и их способности сохранять конфиденциальность.
В Гааге доводы Генпрокуратуры и решение российского суда услышали, после чего ряд арбитров заявил самоотвод:
- Х. Гарави добровольно заявил самоотвод и прекратил свои полномочия 5 мая 2025 г.,
- 22 мая в слушаниях отказался участвовать Эдуардо Сикейрос, который выполнял функцию председательствующего арбитра, передав эту функцию аффилированной с правительством Великобритании О. Адекойя,
- вместо ушедшего Э. Сикейроса функции назначающего лица 4 июня 2025 г. были переданы судье Верховного суда Индии в отставке Дхананджая Йешванту Чандрачуду, но, изучив материалы дела, от 2 июля подал в отставку.