Об этом говорится в материалах суда.
УНК-Пермь, которая действовала через комиссионера, ТК Клевер, поставляла на экспорт нефть по системе Транснефти для германской Altex Handel und Beratung Gmbh.
- В период со 2 по 23 апреля 2019 г. Транснефть приняла почти 2 млн т нефти для отправки в адрес германской компании.
- В конце апреля 2019 г. УНК-Пермь пришло через комиссионера уведомление от покупателя, что качество нефти на пункте сдачи-приеме нефти Адамова Застава не соответствует условиям контракта.
Для минимизации убытков УНК-Пермь, ТК Клевер и Altex Handel und Beratung Gmbh в январе 2021 г. заключили соглашение об урегулировании, в котором согласовали окончательную цену партии товара в размере 1,016 млн долл. США, а покупатель удержал сумму в размере 427 675 долл. США (из расчета 30 долл. США/барр.) как гарантию по претензии, выставленной им в связи с попаданием в апреле 2019 г. в систему загрязненной нефти.
Из удержанной суммы 50% было уплачено комиссионеру, т.к. части, которая осталась, оказалось достаточно для полной компенсации убытков покупателя.
УНК-Пермь предлагала Транснефти компенсировать ей убытки в размере 213,8 тыс. долл. США (2ая половина удержанной покупателем суммы – прим. ред.) в досудебном порядке, однако оператор нефтепровода указывал на отсутствие документального подтверждения реального ущерба и расчета убытков.
В итоге суд пришел к выводу, что пермская компания не доказала факт причинения реального ущерба, а частично удержанные средства по заключенному соглашению арбитраж расценил как предоставление скидки на нефть по собственной воле сторон-участников.
При этом суд принял во внимание, что предоставленная по соглашению скидка на нефть в размере 213,8 тыс. долл. США не превышает размер прибыли, который УНК-Пермь закладывал в стоимость сырья при его реализации, что следует из бухгалтерской отчетности общества за 2019 г. и не опровергнуто истцом.
В связи с этим арбитраж решил, что удержанную сумму нужно расценивать не как убыток, а как упущенную выгоду.
В то же время все действия Транснефти по исполнению договора при приеме нефти в систему МНП, последующей транспортировке и выдаче соответствовали действующим регламентным процедурам и ГОСТам, уточняется в решении суда.
УНК-Пермь принадлежит частным лицам.
Компания работает на Злодаревском и Бардабашинском участках в Пермском крае.
Инцидент с загрязнением нефти в МНП Дружба
Инцидент произошел в апреле 2019 г.19 апреля 2019 г. Белнефтехим заявил о резком ухудшении качества нефти, которое было обусловлено высоким содержанием хлорорганических соединений, поступающей из РФ по МНП Дружба.
Прокачка российской нефти по северной нитке МНП Дружба (через Польшу в Германию) остановились 25 апреля, по южной (через Украину в Венгрию и Хорватию и в Словакию и Чехию) - 26 апреля.
Реализуемая дорожная карта по очистке МНП Дружба позволила возобновить прокачку чистой нефти по южной нитке к концу мая 2019 г.
В полном объеме поставки по Дружбе возобновились с 1 июля 2019 г.
Из-за инцидента хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (около 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба).
В рамках урегулирования ситуации Транснефть начала выплату пострадавшим грузоотправителям из собственных средств.
Предельный размер компенсаций совет директоров Транснефти утвердил на уровне 15 долл. США/барр. некондиционной нефти.
В конце марта 2021 г. Транснефть сообщала, что вопросы компенсации урегулированы со всеми компаниями-грузоотправителями, кроме Роснефти.
Транснефть и Роснефть начали спор, который шел достаточно остро.
Роснефть:
- посчитала размер компенсации недостаточным, потому что в ее случае имеет место ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать;
- осуществляет прокачку больших объемов по МНП Дружба, причем эти объемы идут на собственную переработку компании;
- говорила о необходимости учета качества сырья для российских и европейских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), на которые поставляется эта нефть, в отличие от других участников рынка, которые реализуют свою продукцию нефтетрейдерам.
Автор: А. Хасанова