На заседании 16 февраля 2022 г. суд:
Изначально Башнефть-Полюс пыталась взыскать с Варандея 9,27 млрд руб., однако затем суд удовлетворил ее ходатайство и повысил сумму требования до 9,51 млрд руб.
В самом иске суть претензий не раскрывается.
Этот иск стал продолжением длящегося с 2018 г. спора между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и ЛУКОЙЛом о стоимости перевалки с Варандейского нефтетерминала, который является единственным способом отгрузки нефти с месторождений им. Требса и им.Титова на севере Ненецкого автономного округа.
После того, как Роснефть приобрела контрольный пакет Башнефти, она оказалась партнером ЛУКОЙЛа в проекте по разработке этих месторождений.
Нынешняя ситуация - лакмусовая бумажка состояния независимого бизнеса (пусть даже- относительно независимого) в нефтегазе страны.
Изначально, независимая Башнефть, не имея ни базы, ни компетенций, выиграла тендер на лакомый кусочек недр в НАО.
Затем Башнефть пригласила В. Алекперова в Башнефть-Полюс из-за компетенций и наличия инфраструктуры ЛУКОЙЛа.
Очевидно, что после поглощения Башнефти, у Роснефти хватило компетенций для развития ме торождений Требса- Титова, и ЛУКОЙЛ стал в тягость.
Судьба Варандейского нефтетерминала тоже печальна.
Созданный в партнерстве с ConocoPhillips, терминал лег бременем на ЛУКОЙЛ после ухода американцев из РФ.
А планы развития порта Индига, усугубляют ситуацию с Варандеем еще больше.
В 2018 г. Роснефть пожаловалась в ФАС на то, что тарифы Варандейского терминала на перевалку завышены.
Ведомство поддержало обращение компании и констатировало, что тарифы в размере 38 долл. США/т в течение нескольких лет были монопольно высокими.
Ставка на перевалку нефти на Варандее действительно выше среднерыночной цены примерно в 12-15 раз.
Роснефть считает, что все затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.
ЛУКОЙЛ оспорил решение ФАС в арбитражном суде, который встал на сторону истца.
Однако все последующие инстанции заняли сторону ФАС.
При этом ЛУКОЙЛ допускал возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти.
Это еще 1 причина серьезных разногласий между И. Сечиным и В. Алекперовым.
И перспектив договориться нет никаких.
Р. Троценко - экс-советник главы Роснефти, взялся за перспективный проект на активно развивающейся магистрали СМП - проект порта Индига с нефтяным терминалом проектной мощностью перевалки 30 млн. т/год нефти.
Для сравнения, мощность Варандея - круглогодично 12 мл т/год.
Устье реки Индига практически не замерзает, что не требует проведения дополнительных дноуглубительных работ.
Но важно другое, в сентябре 2021 г. В. Путин публично поддержал стратегический проект по созданию железнодорожного маршрута до Баренцева моря в районе бухты реки Индига на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Президент РФ поручил правительству до 10 мая 2022 г. разработать предложения по проекту.
В такой ситуации никто ЛУКОЙЛу не будет обещать долгосрочной загрузки Варандея.