Об этом говорится в картотеке арбитражных дел.
Напомним, что в январе 2021 г. терминал обратился в Арбитражный суд г. Москвы с просьбой отменить предписание ФАС о выплате 300 тыс. руб. штрафа за нарушение антимонопольного законодательства.
ФАС с 2019 г. требует от дочки ЛУКОЙЛа снизить тарифы на перевалку нефти, считая их монопольно завышенными.
Арбитражный суд г. Москвы на заседании 20 января 2021 г. постановил отменить решение ФАС о привлечении Варандейского терминала к административной ответственности.
Служба обжаловала решение в апелляционной инстанции.
На заседании 30 марта 2021 г. судья Девятого арбитражного апелляционного суда Т. Маркова таже не поддержала ФАС, постановив «оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения».
Спор ЛУКОЙЛа и Роснефти по тарифам Варандейского терминала
Судебное разбирательство между ФАС и терминалом упирается в разногласиях о стоимости перевалки между ЛУКОЙЛом и Роснефтью.После того, как Роснефть приобрела контрольный пакет Башнефти, она оказалась партнером ЛУКОЙЛа в проекте по разработке месторождений им. Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа (НАО).
В СП Башнефть-Полюс Роснефть контролирует 74,9%, ЛУКОЙЛ - 25,1%.
Единственно возможный пункт отгрузки нефти с этих месторождений - Варандейский терминал, принадлежащий ЛУКОЙЛу и введенный в эксплуатацию в 2008 г.
В 2018 г. Башнефть-Полюс попросила ЛУКОЙЛ снизить цены на услуги терминала до 1,2 тыс. руб./тонну-нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции.
ЛУКОЙЛ сообщил, что это приведет к экономическим потерям для компании.
Вместе с тем компания допускала возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти.
В 2018 г. Роснефть пожаловалась в ФАС на то, что тарифы Варандейского терминала на перевалку завышены.
Ведомство поддержало обращение компании и констатировало, что тарифы в размере 38 долл. США/т в течение нескольких лет были монопольно высокими.
В. Алекперов сразу же заявил, что ЛУКОЙЛ готов спорить с Роснефтью до победного.
ЛУКОЙЛ обуславливает высокий уровень цен на Варандейском терминале уникальностью и высокой стоимостью объекта (1,1 млрд долл. США), который к тому же расположен в сложных климатических условиях.
Ставка на перевалку нефти на Варандее действительно выше среднерыночной цены примерно в 12-15 раз.
Роснефть считает, что все затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.
В результате ЛУКОЙЛ оспорил решение ФАС в арбитражном суде, который встал на сторону истца.
Однако в октябре 2019 г. апелляционная инстанция отменила это решение, кассационная жалоба ЛУКОЙЛа также осталась без удовлетворения.
Предписание ФАС требует от Варандейского терминала в течение 20 дней устранить нарушение закона о защите конкуренции.
Из-за нежелания платить ЛУКОЙЛу Роснефть даже готова была построить собственный нефтетерминала в незамерзающей губе Индига в юго-восточной части Баренцева моря в НАО.
Проектная мощность стационарного нефтяного терминала в Индиге - до 30 млн т/год нефти.
Однако при нынешней неблагоприятной рыночной конъюнктуре и в условиях сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК, экономическая целесообразность данного проекта под большим вопросом.
Варандейский терминал
Введенный в эксплуатацию в 2008 г. Варандейский терминал включает морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), с которого нефть отгружается в нефтеналивные танкеры.Его общий вес составляет около 11 тыс т.
Он расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей.
Опорное основание закреплено ко дну моря сваями, на него установлена надстройка с отгрузочной стрелой, вертолетной площадкой, поворотной башней.
С береговым нефтерезервуарным парком объемом 325 тыс м3 его соединяют 2 нитки подводного нефтепровода.
Нефть подается в подогретом виде, что позволяет обеспечить круглогодичный экспорт морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и другими нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (НГП).
Автор: А. Чижевский