Об этом пишет Ъ на основании данных СПбМТСБ.
Данные за 23 января 2023 г.
- бензин Аи-92 - подешевел на 0,58% до 33 тыс. руб./т
- бензин Аи-95 - на 0,55% до 37,8 тыс. руб./т, в обоих случаях это минимум с 2016 г.
- летнее дизельное топливо - на 4%, до 38,9 тыс. руб./т, это минимальное значение с 2017 г.
- сжиженные углеводородные газы (СУГ) - на 11%, до исторического минимума в 2,9 тыс. руб./т.
В тот же момент должна заработать одобренная странами G7 предельная цена на нефтепродукты из РФ, хотя ее значение еще не определено.
Российские власти считают, что текущее снижение стоимости топлива вызвано сезонным уменьшением спроса, однако приводятся мнения экспертов, которые связывают текущую динамику с сокращением поставок в Европу.
Дизельное топливо является основным видом топлива, которое российские компании традиционно экспортировали в этом направлении, велись и поставки СУГ и нафты, которая является сырьем для нефтехимии.
В 2022 г. российские нефтяные компании, столкнувшись с проблемами сбыта морских партий нефти из-за западных санкций, стремились загружать свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а также получали значительные субсидии по демпферу.
Механизм демпфера на нефтепродукты в России введен с 2019 г. с целью сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке.
Демпфер рассчитывается на основе разницы между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно):
- при положительной разнице - экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, и государство платит нефтяным компаниям часть этой разницы;
- при разнице отрицательной - компании делятся с государством частью своей прибыли от продаж топлива на внутреннем рынке.
После введения эмбарго на нефтепродукты в феврале 2023 г. цены на российское топливо могут продолжить снижаться.
Благодаря снижению оптовых цен на нефтепродукты операторы АЗС получают возможность увеличить прибыльность своего бизнеса.
Пока значительного снижения стоимости топлива на АЗС не наблюдается:
- по данным Московской топливной ассоциации, средняя цена на топливо по итогам прошлой недели не менялась;
- чистая маржа продаж Аи-92 и дизтоплива оценивалась Петромаркетом в конце 2022 г. на уровне 11 руб./л и 3 руб./л соответственно, а сейчас еще выше с учетом падения оптовых цен.
Стоимость топлива на АЗС держится на прежних уровнях, и эксперты не видят предпосылок для уменьшения цен, несмотря на высокую прибыльность розничного бизнеса.
Предполагается, что нефтяные компании скорее пойдут на снижение производства топлива, чем будут лишаться прибыльности заправочного бизнеса.
Они поясняют, что сокращение переработки может создать предпосылки для роста оптовых цен, который регуляторы не позволят переложить в цены на АЗС.
М. Арье из Петромаркета напоминает, что почти весь 2021 г. торговля топливом для АЗС была убыточна, и теперь операторы компенсируют эти убытки.
Они также опасаются повторения ситуации 2021 г., ведь в случае резкого роста оптовых цен регулятор, скорее всего, вновь не позволит полностью транслировать его в розничную стоимость, что негативно отразится на маржинальности розничной торговли.
С. Кондратьев из Института энергетики и финансов полагает, что эмбарго ЕС на нефтепродукты окажет влияние на спрос на российское топливо уже в краткосрочной перспективе - объемы переработки в феврале могут сократиться на 0,2-0,3 млн барр./сутки.
Это снижение будет отчасти демпфировано активизацией отгрузок в ЕС накануне введения эмбарго и сезонным ростом спроса внутри страны в марте.