USD 98.0726

-0.15

EUR 105.5679

-0.14

Brent 74.88

-0.58

Природный газ 2.724

+0.03

4 мин
...

Роснефть и ВТБ ведут переговоры о вхождении судостроительного комплекса Звезда в ОСК

Инициативу о консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке уже поддержал президент РФ В. Путин.

Роснефть и ВТБ ведут переговоры о вхождении судостроительного комплекса Звезда в ОСК

Москва, 8 ноя - ИА. Neftegaz.RU. Роснефть и Банк ВТБ приступили к переговорам о вхождении судостроительного комплекса Звезда в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) для повышения эффективности отрасли.
Об этом сообщает пресс-служба Роснефти.

Инициативу о консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке уже поддержал президент РФ В. Путин.
По данным РБК, в периметр сделки также входят связанные со Звездой проектные активы, в том числе Приморский металлургический завод, который должен обеспечить верфь крупноформатным стальным листом.
Активы оцениваются в 250 млрд руб. и соответствуют их номинальной стоимости.
Источник издания сообщает, что речь может идти о продаже 100% комплекса.
Цена и другие параметры сделки пока сторонами будут определены в 2025 г., после проведения аудита активов.

Судостроительный комплекс Звезда

  • находится в бухте г. Большой камень, Приморский край;
  • специализируется на строительстве:
    • морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе, в т.ч. буровых платформ, имеющих возможность работать круглогодично в условиях Арктики,
    • а также коммерческих судов для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям, танкеров типа Афрамакс, работающих на газовом топливе;
  • проект реализуется с 2009 г. по поручению В. Путина:
    • изначально реализацией проекта занимались ОСК и южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., но в 2012 г. последняя из него вышла,
    • в 2013 г. к созданию новой верфи привлекли консорциум, куда вошли Роснефтегаз, Роснефть и Газпромбанка,
    • Роснефть стала якорным заказчиком проекта;
  • торжественный запуск производства новой верфи состоялся 1 сентября 2016 г.
Сейчас Звезда принадлежит компании Современные технологии судостроения (СТС), которое возглавляет вице-президент Роснефти К. Лаптев.
Структура акционеров СТС не раскрывается, однако известно, что на конец 2020 г. доли участия распределялись следующим образом:
  • Роснефтегаз - 82,35%;
  • Всероссийский банк развития регионов - 13,1%;
  • ГПБ - Промышленные инвестиции - 4,55%.
Всего Звезда имеет портфель заказов более чем на 60 судов, из которых спущено на воду - 12, судов, строятся более -20.
Среди знаковых проектов - атомные ледоколы проекта Лидер, танкеры-газовозы ледового класса Arc7, арктические челноки ледового класса Arc6, нефтеналивные танкеры типа Афрамакс проекта 114К, многофункциональные научно-исследовательские суда и суда снабжения.

ОСК и ее проблемы

ОСК создана по указу президента в 2007 г. для объединения разрозненных судостроительных активов, находившихся под контролем разных частных и связанных с государством структур.
В состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах России.
В том числе, корпорация получила контроль над:

  • петербургскими Адмиралтейскими верфями (строят неатомные подводные лодки, военные корабли ледового класса и крупные рыболовные суда);
  • Балтийским заводом (атомные ледоколы);
  • Северной верфью (боевые корабли дальней морской зоны);
  • северодвинским Севмашем (крупнейший в мире завод, специализирующийся на атомных подводных лодках);
  • заводами в Калининграде, Поволжье, на Дальнем Востоке.
Однако многие предприятия входили в ОСК в период с 2007 по 2022 гг. в банкротном и предбанкротном состоянии, без заказов, что потребовало от ОСК значительных усилий по стабилизации экономического состояния и восстановлению производственной деятельности этих предприятий.

До прошлого года ОСК напрямую контролировал Минпромторг РФ, в 2014-2023 гг. ее возглавлял А. Рахманов.
В августе 2023 г. ОСК была передана в доверительное управление ВТБ.
Передачу инициировало правительство, ее согласовал президент.
Среди причин передачи контроля госбанку назывались:

  • неэффективное управление;
  • финансовые дыры корпорации.
Перед ВТБ была поставлена задача по выравниванию финансового состояния ОСК, выведение корпорации в прибыль, бесперебойное выполнение государственного оборонного и гражданских заказов, развитие производственных компетенций входящих в нее предприятий.
23 августа 2023 г. гендиректором ОСК назначен бывший первый зампред правления ВТБ А. Пучков.

В сентябре 2024 г. руководство ОСК представило В. Путину площадку для строительства новой верфи в г. Владивосток.
Площадка будущей верфи:

  • прорабатывается по поручению президента РФ;
  • расположена в черте г. Владивосток на берегу Уссурийского залива (берег бухты Промежуточная, возле золоотвала ТЭЦ-2);
  • удовлетворяет всем основным требованиям к размещению такого рода объектов:
    • климатические условия, позволяющие максимально расширить производственный период, связанный с операциями на воде,
    • близость к развитым торговым путям,
    • развитая промышленная кооперация, включая страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР),
    • доступ к трудовым ресурсам и возможность развития необходимой жилой инфраструктуры для работников.
Будущий комплекс рассчитан на строительство судов для торгового флота России производительностью около 12 ед./год.
На новой верфи планируется реализовать современные судостроительные технологии, включая крупноблочное строительство.

При этом ситуация в ОСК остается сложной.
В 2023 г. зафиксирована отрицательная рентабельность по чистой прибыли ОСК на уровне -11%, средняя убыточность в 2011-2023 гг. составила 17%.
В сентябре 2024 г. сообщалось, что дефицит компании до 2030 г. составляет 1,029 трлн руб., еще около 1 трлн руб. требуется на строительство нового завода и модернизацию верфей на северо-западе.

Источник РБК, близкий к Минпромторгу, не исключает, что возможная продажа Роснефтью Звезды может привести к сдвигу сроков создания новой верфи во Владивостоке, в том числе из-за общей нехватки рабочей силы в отрасли.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram