Москва, 22 июл - ИА Neftegaz.RU. Группа малоизвестных компаний, зарегистрированных в основном в ОАЭ, в течение последнего года скупали десятки СПГ-танкеров предположительно, для расширения российского теневого флота.
Об этом сообщает FT со ссылкой на данные Kpler, Windward и инсайдеров судоходной отрасли.
По данным Windward:
- со 2го квартала 2023 г. более 50 судов, привозящих сжиженный природный газ, перешли в собственность компаний, расположенных в ОАЭ;
- ранее подобные сделки были редкостью.
Тезисы FT:
- расширяя свой теневой флот, Москва может готовиться к ужесточению санкций против российского энергетического сектора;
- сейчас продажи российского СПГ меньше страдают от западных ограничений, чем экспорт нефти, однако вскоре это может измениться.
- запрет на услуги по перевалке российского СПГ на территории ЕС с целью его отправки в третьи страны;
- запрет на новые инвестиции, а также поставку товаров и услуг для завершения строящихся СПГ-проектов, таких как Арктик СПГ-2 и Мурманский СПГ;
- ограничения на импорт российского СПГ через терминалы ЕС, не подключенные к системе газопроводов.
Одно из них загружает СПГ на Ямале, где расположен флагманский экспортный проект России Ямал-СПГ, еще не попавший под санкции.
Аналитики отмечают, что в целом ситуация на рынке СПГ-танкеров указывает на развитие сложной сети морских операций, потенциально связанных с российскими интересами.
Трейдеры уверены, что теневой флот может облегчить торговлю газом с проектов, которые находятся под санкциями, а также активизировать деятельность России на рынке СПГ.
По данным SSY:
- покупательский ажиотаж привел к росту цен на более дешевые и менее эффективные суда, возраст которых превышает 15 лет;
- один из таких танкеров, построенный в 2007 г., был продан примерно за 50 млн долл. США в 2022 г.,
- в этом году сумма сделки по покупке танкера составила уже 80 млн долл. США.
- рынок старых СПГ-танкеров с паровыми турбинами сократился из-за ужесточения экологических норм, а также значительного усовершенствования технологий;
- однако сейчас мы наблюдаем возрождение в этом сегменте;
- отчасти это можно объяснить тем, что суда переходят в теневой флот;
- SSY всегда проверяет новых клиентов на предмет соответствия санкционным ограничениям, но последние события заставили компанию ужесточить контроль;
- в этом году уже пришлось отказать нескольким потенциальным клиентам, которые не прошли проверку.
- танкер-газовоз Asya Energy смог успешно пройти Красное море, став первым перевозчиком СПГ, который прошел по этому маршруту с начала 2024 г.;
- компания Nur, созданная в 2022 г., с апреля 2024 г. уже управляет 3 газовозами - Pioneer, New Energy и Mulan;
- еще 4 газовоза с ледовой защитой стали принадлежать дубайской White Fox Ship Management.
Так что создание флота, не отслеживаемого Западом, - вполне логичный шаг.
Автор: А. Гончаренко