Санкционный список был опубликован на сайте британского Минфина.
Все 11 судов, которые были внесены в санкционный список, ходят под флагами Габона, островов Кука и Панамы.
Введение санкций означает, что:
- суда не смогут заходить в британские порты,
- их регистрация в судовом регистре Великобритании может быть прекращена.
Согласно данным портала Vessel Finder, некоторые из попавших под санкции судов двигаются из портов Южной Кореи в Мурманск, из Усть-Луги в Египет, из Приморска в Суэцкий канал, из Египта в Новороссийск и т.д.
В начале июля 2024 г. источники The New York Times сообщили, что действующие и бывшие чиновники Минфина США предложили новые меры против «теневого флота» нефтяных танкеров, которые помогают доставлять российскую нефть в обход санкций.
Речь идет о введении штрафов, которые позволили бы ограничить продажи или вывести танкеры из эксплуатации.
В то же время есть опасения, что предлагаемые меры приведут к росту цен на энергоносители.
Потолок цен
Потолок цен на поставляемые морем российские нефть и нефтепродукты вводился Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) поэтапно, синхронизируясь с вступлением в силу эмбарго ЕС:- 5 декабря 2022 г. - потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр.,
- 5 февраля 2023 г. - потолок цен на нефтепродукты, для премиальных нефтепродуктов он составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
США ввели серию санкций против судов и судовладельцев, подозреваемых в нарушении потолка цен.
В феврале 2024 г. США ввели блокирующие санкции против Совкомфлота и его танкеров, что привело к временному их простою, но сейчас танкеры, по-видимому, функционируют в относительно нормальном режиме.
Теневой флот
После начала конфликта на Украине, сотни таких танкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки российской нефти на рынке:- в декабре 2022 г. Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar писала, что Россия собирает «теневой флот» для обхода ограничений: в него тогда якобы входило 100 устаревших танкеров;
- из данных консалтинговой компании Rystad следовало, что в 2022 г. Россия собиралась добавить к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу;
- в конце января 2023 г. в публикации The Economist число используемых танкеров под нефть из России оценивалось в 360 ед.;
- в марте 2023 г. CNN писал, что в теневой флот России поступает от 25 до 35 судов/мес. Всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка);
- Trafigura оценивает теневой флот в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.
- на дружественные страны в 2023 г. пришлось 86% экспорта нефти по сравнению с 40% в 2021 г.,
- 84% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 30% в 2021 г.