Это следует из годового отчета Балтийского завода по итогам 2023 финансового года, размещенного в сервисе раскрытия информации.
Планово-убыточные заказы
В отчетности поясняется, что основной убыток сложился в связи со сдачей планово-убыточных заказов: 1го и 2го серийных универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 (Сибирь и Урал).Убыток предприятия за 2023 г. составил 18,980038 млрд руб.
Предприятие пояснило, что по договорам на строительство УАЛ проекта 22220 Сибирь и Урал наблюдается рост себестоимости по причинам:
- низкой плановой рентабельности контрактов по первоначальной калькуляции,
- корректировки техпроекта и большого количества вносимых изменений в проектную и конструкторскую документацию,
- увеличения стоимости поставок материалов и оборудования за счет роста цен и резкого повышения курса в период строительства ледокола,
- переноса сроков строительства и сдачи заказа (УАЛ Сибирь - с 2019 г. на декабрь 2021 г., УАЛ Урал - с декабря 2020 г. на ноябрь 2022 г.) вследствие чего выросла себестоимость собственных и контрагентских работ,
- повышения стоимости энергоресурсов, содержания сдаточных баз и других расходов,
- дополнительных расходов на предоставление банковской гарантии и страхование судов,
- изменения ставки НДС в цене контракта с 18% на 20% без изменения цены контрактов, что повлекло за собой уменьшение себестоимости,
- по УАЛ Сибирь цена контракта уменьшилась в связи с переносом места сдачи судна из г. Санкт-Петербург в г. Мурманск и выставлением заказчиком (Атомфлот, предприятие Росатома) затрат на перегон.
Балтийский завод также предупредил, что по итогам исполнения договора на строительство 3го и 4го серийных УАЛ проекта 22220 (Якутия и Чукотка) прогнозируется отрицательный финансовый результат.
В связи с этим в 2023 г., согласно учетной политике Балтийского завода, был создан резерв на величину ожидаемого убытка.
В результате отрицательного финансового результата в 2021 и 2023 гг., непокрытый убыток на 31 декабря 2023 г. составил 35,82863 млрд руб.
Между тем, на конец отчетного года резервный фонд сформирован не был и составляет 0 руб.
А резервный фонд предприятия в размере 39,677 млрд руб. в 2020 г. был направлен на частичное покрытие убытков прошлых лет.
Сама ОСК также испытывает серьезные проблемы - убыток по итогам 2022 г. составил порядка 20 млрд руб. или примерно 6% от выручки.
Бывший глава ОСК А. Рахманов объяснял ситуацию тем, все убытки были сформированы исключительно на головных судах, а делалось это в интересах заказчиков и российского судостроения.
В августе 2022 г. на совещании по судостроению президент РФ В. Путин жестко отчитал А. Рахманова за такую политику, указав, что нарушение финансовой дисциплины интересам Родины не соответствует.
Для выравнивания финансового состояния ОСК 10 августа 2023 г. В. Путин поддержал передачу ВТБ в доверительное управление от государства 100% акций ОСК сроком на 5 лет.
УАЛ проекта 22220
На данный момент построены и уже работают в акватории Северного морского пути (СМП) работают 3 универсальных УАЛ проекта 22220 - головной Арктика и 2 серийных - Сибирь и Урал.Характеристики ледоколов проекта 22220:
- длина - 173,3 м, ширина - 34 м,
- мощность - 60 МВт,
- ледопроходимость - 2,8-3,0 м,
- водоизмещение - 26 771 т (наименьшее),
- осадка по КВЛ - 10,5 м, минимальная рабочая - 9,05 м,
- двигатели - 2 ядерных реактора РИТМ-200 по 175 МВт,
- скорость хода - 22 узла (полная) по чистой воде, 12 узлов по льду 1,5 м, 2 узла по льду 2,8-2,9 м,
- автономность плавания - 7 лет (перезагрузка топлива),
- ледовый класс - Icebreaker 9,
- экипаж - 54 человека.
В феврале 2023 г. Атомфлот заключил контракт на строительство 5го и 6го серийных УАЛ проекта 22220, которые планировалось назвать Камчатка и Сахалин, но затем их имена сменились на Сталинград и Ленинград.
Раскрой стали для УАЛ Ленинград (еще под именем Камчатка) стартовал в августе 2023 г., закладка произошла в январе 2024 г.
Закладка Сталинграда ожидается в 2025 г.
Сдача 5го и 6го серийных УАЛ проекта 22220 ожидается в 2028 г. и 2030 г. соответственно.