USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 72.96

-0.12

Природный газ 3.224

+0.03

, Обновлено 18:19
3 мин
...

ОСК оценила перспективную потребность в гражданских судах для российских судовладельцев в 589 ед. Почему так мало?

Объем инвестиций в строительство гражданских судов в этот период ОСК оценила в 1,36 трлн руб.

ОСК оценила перспективную потребность в гражданских судах для российских судовладельцев в 589 ед. Почему так мало?

Источник: ОСК

Москва, 23 янв - ИА Neftegaz.RU. Перспективная потребность в гражданских судах для российских судовладельцев до 2035 г. оценивается в 589 шт. - указано в презентации Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), подготовленную в ноябре 2023 г.
Об этом 23 января 2024 г. пишут Ведомости.

Почему нужно столько судов?

589 судов много это или мало?
К примеру, японская NYK контролирует один из крупнейших в мире судоходных флотов в 818 судов:
В сравнении с флотом NYK - 589 судов , маловато будет.
Однако это коррелирует с производительностью ОСК в сфере гражданского судостроения:
  • в 2023 г. - поставлено 25 судов;
  • в 2024 г. - планируется поставить 36 судов.
За 11 лет ОСК планирует обеспечить поставки судов в среднем 53 ед/год.
То есть ОСК планирует в 2 раза нарастить выпуск судов.
В условиях СВО РФ на Украине (см. за 23 января 2024 г.) потребности в продукции ОСК существенно возросли, поскольку ряд зарубежных судоверфей отказались от ранее заключенных контрактов на поставку нефтеналивных танкеров и танкеров - газовозов.

ОСК оценивает спрос

ОСК предполагает следующие объемы строительства гражданских судов в России до 2035 г.:
  • 161 балкер,
  • 103 пассажирских судна,
  • 55 контейнеровозов,
  • 42 краболова,
  • 40 танкеров,
  • 30 траулера,
  • 30 аварийно-спасательных судов,
  • 27 земснарядов,
  • 22 научно-исследовательских судна (НИС),
  • 20 барж,
  • 10 сейнеров,
  • 5 ледоколов.
Остальных типов судов предлагается построить менее 10 ед.

Совокупную стоимость этих заказов ОСК оценивает в 1,36 трлн руб., в среднем около 2 млрд рублей/судно.
Но, к примеру, стоимость универсальных атомных ледоколов проекта 22220 составляет около 50 млрд рублей.
Больше всего средств будет направлено на строительство балкеров (329,3 млрд руб.), аварийно-спасательных судов (287,6 млрд руб.), НИС (155,5 млрд руб.), ледоколов (143 млрд руб.).
То есть до 2035 г. планируется построить около 3 ледоколов?
Суммы по другим категориям судов будут ниже - на контейнеровозы предполагается потратить 95,2 млрд руб., на траулеры - 81,6 млрд руб., краболовы - 72,7 млрд руб., пассажирские суда - 64,6 млрд руб.

Нужно меньше судов?

Озвученные ОСК цифры оказались ниже по сравнению с более ранней оценкой Минпромторга РФ.
В апреле 2023 г. глава Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Б. Кабаков (сообщалось, что в январе 2024 г. Б. Кабаков покинет занимаемую должность из-за конфликта с замминистра В. Евтуховым, но на сайте Минпромторга он по-прежнему указан как глава департамента) говорил, что:
  • по поручению президента РФ мы сформировали перспективный план строительства гражданских судов до 2035 г.,
  • вначале он насчитывал 1101 ед., потом мы его откорректировали: это 985 судов,
  • масштаб строительства судов по госпрограммам изменений не претерпевает,
  • в основном меняются запросы частных судовладельцев в зависимости от конъюнктуры рынка.
Представитель ОСК сообщил, что разработка долгосрочной стратегии продолжается, в ее рамках рассматриваются несколько версий рабочих материалов, а утвержденных планов не существует.
В Минпромторге РФ пояснили, что расхождение в прогнозах может быть связано с разной методологией, например, включением или невключением уже законтрактованных судов.
Также на строительство влияет актуализация потребностей судовладельцев и производственные возможности верфей.
При этом источник издания, близкий к ОСК, допускает, что при наличии господдержки спрос на гражданские суда может превысить планы в 2-3 раза.
Конкретные ее объемы не уточняются, до завершения работы над стратегией ОСК объем инвестиций предполагать сложно.

ОСК в новых условиях

Новые реалии вынудили власти РФ озаботится эффективностью ОСК:
  • нужно было снизить убытки;
  • обеспечить строительство особо востребованных судов и кораблей.
10 августа 2023 г. президент РФ В. Путин поддержал передачу ВТБ в доверительное управление от государства 100% акций ОСК сроком на 5 лет.
Говоря языком юных финансистов, перед ВТБ поставлены задачи:
  • выравнивание финансового состояния ОСК;
  • выведение корпорации в прибыль;
  • бесперебойное выполнение гособоронзаказа;
  • выполнение гражданских заказов;
  • развитие производственных компетенций входящих в нее предприятий.
23 августа гендиректором ОСК был назначен бывший первый зампред правления ВТБ А. Пучков, сменивший А. Рахманова.
В сентябре 2023 г. председатель совета директоров ОСК, глава ВТБ А. Костин сообщил:
  • ОСК имеет огромные финансовые проблемы, для решения которых необходимо докапитализировать корпорацию за счет государства и провести большие кадровые изменения;
  • в последние 10 лет ОСК работала как финансовая пирамида;
  • предварительные результаты проверки ее состояния, помимо финансовой дыры, показали глубокое технологическое отставание, особенно в гражданском судостроении, и слабое корпоративное управление.
Это должно быть обидно А. Рахманову, но он смолчал.

Ныне ОСК хочет сосредоточиться на крупнотоннажном судостроении.
Это важно для нефтегаза страны и ВМС тоже.
Пока ОСК не построила ни одного крупнотоннажного нефтеналивного танкера или танкера-газовоза.
Для решения таких задач нужно:
  • увеличить производственные мощности;
  • решить проблему нехватки судового комплектующего оборудования и технологий.
Вероятно, сможет помочь Китай.
Но это совсем другая история.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram