СКФ по итогам 2022 г. обеспечил перевозку порядка 14% от общего объема российского экспорта энергоносителей
Основной объем российского экспорта нефти и газа в 2022 г. перевозили иностранные судовладельцы из недружественных стран.
Источник: Совкомфлот
Об этом 25 апреля 2023 г. сообщил гендиректор СКФ И. Тонковидов в ходе Национального нефтегазового форума.
Согласно презентации, общий объем экспорта нефти и газа из портов РФ в 2022 г. составил 299,85 млн т, из них объем перевозок СКФ составил 41,7 млн т или 13,9%.
Основной объем российского экспорта нефти и газа в 2022 г. перевозили иностранные судовладельцы из недружественных стран.
Сенсации в этих данных нет, т.к. потолок цен на поставляемую морем российскую нефть, установленный Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран), начал действовать 5 декабря 2022 г.
Реализован потолок цен в виде запрета для компаний из стран-участниц коалиции на предоставление технической помощи, брокерских услуг или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти, если она приобретены по цене, выше потолочной.
Потолок цен на российскую нефть был установлен на уровне 60 долл. США/барр. и пока не пересматривался.
Россия отказалась поставлять нефть в рамках механизма потолка цен.
По оценкам Минфина США, Россия обеспечивает 75% поставок своей нефти на экспорт без использования западных услуг, т.е. вне механизма потолка цен.
И. Тонковидов сообщил, что 62 судна СКФ отфрахтованы российскими нефтегазовыми компаниями на средне- и долгосрочной основе, вне спекулятивного спотового рынка.
В настоящее время 2/3 флота компании работают по долгосрочным контрактам.
По состоянию на конец февраля 2022 г., флот собственных и зафрахтованных судов СКФ состоял из 134 судов, в т.ч. 108 нефтеналивных танкеров, 14 танкеров-газовозов и 11 специализированных судов.
В марте 2022 г. СКФ попал под санкции ЕС и Великобритании.
Из-за введенных ограничений компания не сумела в срок выплатить купон по евробондам и чтобы погасить кредиты, компания начала распродавать суда.
К продаже на рынке был предложен возрастной тоннаж, а также суда, эксплуатацию которых СКФ посчитал нецелесообразной в силу введенных в отношении российского торгового флота ограничений.
Из-за вынужденной распродажи, флот компании в стоимостном выражении в 2022 г. сократился на 16%, до 4,838 млрд долл. США.
В июне 2022 г. стало известно, что компания перевела большую часть бизнеса в Дубай, т.к. это должно помочь продолжить работу в условиях санкций.