Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна продолжает укладку труб на последних 10 км МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии.
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский остается в резерве в порту Киль.
Суда флота достройки МГП Северный поток-2 активно работают, но активность исследовательских судов на построенных еще в 2019 г. участках газопровода выглядит настораживающе.
Об этом свидетельствуют данные MarineTraffic, VesselFinder, MyShipTracking.
Фортуна, район строительства Line A (1я нитка, 2я по степени готовности) в ИЭЗ Германии
ТУБ Фортуна в ИЭЗ Германии:- с вечера 21 августа 2021 г. - укладывала ТБД с рекордной скоростью 1,5 км/сутки,
- утром 25 августа - остановилась, постояв немного, возобновила было движение, но спустя пару часов вновь встала;
- в ночь с 25 на 26 августа - вернулась по трассе назад;
- утром 26 августа возобновила работу.
Пауза в работе Фортуны может быть связана:
- с погодой:
- но скорость ветра в последние 2 дня не поднималась выше 17 узлов (5 баллов по шкале Бофорта), ранее баржа при таком ветре продолжала работать,
- сейчас ветер стих до 8 узлов (3 балла по шкале Бофорта), но в течение суток ожидается усиление ветра вновь до 17 узлов.
- с отсутствием судна-наблюдателя:
- на момент краткосрочного возобновления работ 25 августа к Фортуне вернулось многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, до этого находившееся в районе перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток,
- 2й наблюдатель - судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь уходил на участок 1й нитки в ИЭЗ Швеции, откуда вернулся к Фортуне вечером 26 августа.
Ожидаемый срок завершения работ сдвинулся на 1 сутки вперед:
- окончание трубоукладки - 4 сентября,
- полное завершение строительства с учетом надводного захлеста - 10 сентября 2021 г.
Вспомогательные суда в районе строительства
В составе группы поддержки Фортуны произошли перестановки.Помимо смены судов-наблюдателей, изменения произошли и в составе якорезаводчиков.
Якорезаводчиками на данный момент выступают суда обеспечения (СО) Венгери, Оссой и Сивуч:
- Оссой - последние дни работал безотлучно;
- Венгери - вернулся утром 26 августа из порта Росток, сменив ушедшую туда Катунь;
- Сивуч, как наименее опытный якорезаводчик, - дежурит в районе строительства, но вступает в дело, когда другие суда покидают район работ.
Сменился также состав транспортных судов, обеспечивающих доставку труб из логистического хаба МГП Северный поток-2 в порту Мукран на ТУБ Фортуна.
Сейчас эту функцию выполняют многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев и СО Остап Шеремета:
- Топчев осуществил доставку вечером 26 августа и вернулся для очередной загрузки в порт Мукран.
- Шеремета прибыл из порта Росток в Мукран вечером 25 августа, загрузился и отправился к Фортуне, рядом с которой сейчас и находится.
Не исключено, что Владислав Стрижов станет следующим судном, покинувшим проект.
Контроль охранной зоны Фортуны осуществляют:
- СО Капитан Беклемишев;
- 2 судна под флагом Германии - Bleibtreu и Christin Bettina.
Другие локации
Черский с 23 августа 2021 г. благодушно стоит в порту Киль в качестве резервного судна.Вне района строительства и порта Мукран сейчас находятся 5 судов флота Северного потока-2:
- СО Катунь, находящаяся в порту Росток,
- на подходе к п. Росток находится МАСС Мурман, ранее курсировавший между Фортуной и точкой перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток и временно исполнявшим роль наблюдателя у Фортуны;
- в порту Калининград, помимо МФЛС Владислав Стрижов, находится СО Иван Сидоренко, которое также возможно скоро покинет проект.
Перемещения исследовательских судов
СО Марлин, ведущее геодезические работы на построенном участке для предстоящей сертификации газопровода, в последние дни активно перемещалось:- 24 августа 2021 г. - пройдя за сутки практически весь участок в водах Германии, ушло на северо-восток, пройдя через ИЭЗ Дании и Швеции;
- днем 26 августа вошло в ИЭЗ Финляндии, периодически находясь вне зоны сервисов отслеживания судов;
- вечером 26 августа - начало исследования в районе южнее Аландских островов, проходя над нитками МГП Северный поток и МГП Северный поток-2:
- этот участок имеет сложный рельеф дна и характеризуются большими глубинами (80-90 м).
- 22 августа 2021 г. - ушло от Фортуны, наблюдателем которой работало, на северо-восток;
- утром 25 августа:
- прибыло в ИЭЗ Швеции севернее о. Готланд,
- встало на трассу и прошло вдоль нее минимум 15 км на юго-запад (точнее определить не представляется возможным, поскольку транспондеры судно периодически выключало),
- ранее этот же участок пристально изучал Марлин, но затем ушел далее вдоль трассы газопровода на северо-восток;
- не задерживаясь надолго в районе севернее о. Готланд, вскоре ушел в район строительства.
Работы вела швейцарская Allseas:
- в декабря 2019 г. суда компании остановили строительство в водах Дании в связи с санкциями США;
- недостроенными остались большую часть датского участка и мелководный отрезок в водах Германии.
В деньгах компания тоже не потеряла, поскольку основной объем трубоукладки был выполнен.
В. Путин тогда резко заявил - газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г, но даже он не смог выполнить обещание.
Западу удалось отодвинуть ввод в эксплуатацию проект на 1 год.
3 июня на ПМЭФ-21 А. Новак бодро сообщил о возможном завершении строительства до конца 2021 г.
По качеству работ к Allseas вопросов ранее не возникало, а за прошедшие 2 года с уложенными на дно Балтийского моря участками МГП Северный поток-2 не должно было ничего случиться.
Однако активность исследовательских судов в водах Финляндии и Швеции все больше беспокоит.
Впрочем, сомнений в завершении строительства уже нет, а вот рентабельность проекта - это большой вопрос, поскольку именно на снижении рентабельности сейчас сконцентрированы усилия Запада.