Рассуждения на данную тему были опубликованы в издании The National Interest.
Тезисы военспецов:
- распад СССР оставил России внушительный военный арсенал, который нужно было содержать, и значительные финансовые проблемы;
- это спровоцировало появление разных точек зрения на то, как можно было бы использовать военную технику «на гражданке»;
- одна из самых интересных идей - преобразование советских подводных лодок проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации NATO) в нефтеналивные танкеры подводного плавания;
- в зоне полярных льдов вполне целесообразным будет использовать подлодки вместо ледоколов в паре с надводными танкерами;
- атомные подводные лодки «Акула» технически возможно адаптировать для транспортировки любых грузов.
Основные технические данные и главные размерения тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула»:
- Водоизмещение подводное - 48 000 т;
- Длина- 172,8 м;
- Ширина - 23,3 м;
- Средняя осадка - 11,2 м;
Основное вооружение - 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52).
Самые большие в мире подводные лодки.
Построено 6 кораблей.
По состоянию на 2020 г:
- 3 корабля утилизированы;
- 1 (ТК-208 «Дмитрий Донской») находится в строю как опытовый корабль;
- еще 2 - ТК-17 и ТК-20 находятся в резерве и ожидают утилизации.
Впоследствии от идеи переоборудования подлодки проекта 941 официально отказались по нескольким причинам:
- в небольшие люки проблематично погружать потребительские товары или продукты питания;
- подводные лодки вмещают в себя значительно меньше нефти, чем надводные транспортные средства;
- экологические риски: поломка в пути следования может привести к серьезной экологической катастрофе, особенно если она произойдет в Арктике.
Однако у подлодок может быть предназначение, довольно важное в условиях санкций США
Эти подлодки могут доставлять под водой нефть или газ в любую точку мира, незаметно для всех систем наблюдения.В условиях санкций США власти Венесуэлы предпринимают нечеловеческие усилия, чтобы импортировать дефицитный в стране бензин.
Выходит нерегулярно и дорого, поскольку власти США экспроприируют бензин под предлогом санкций.
Чрезвычайно сложно в условиях санкций поставить катализаторы для производства топлива, запасные части и новое оборудование для ППР венесуэльских НПЗ, что и привело к дефициту бензина в Венесуэле.
Экспорт венесуэльской нефти также запрещен под предлогом санкций, и нефтеналивные танкеры тайно доставляют венесуэльскую нефть в Китай под угрозой конфискации.
Есть проблемы дефицита нефти и у Сирии.
Использование подлодок в качестве нефтеналивных танкеров если не решит нефтетранспортные вопросы Венесуэлы и Сирии, то хотя бы серьезно снизит накал страстей.
И здесь деньги - не главное.
Только представьте маршрут атомной подводной лодки «Акула»:
- загрузка бензином в Иране и доставка его в Венесуэлу;
- на обратном пути загрузка нефтью в Венесуэле и доставка ее в Китай или Сирию.
И так 6 месяцев.
Потом, вперед на базу, где сделать ППР, заправиться, и снова в бой.
В январе 2021 г. американцы ввели санкции против нефтеналивного танкера Максим Горький.
Но пусть кто-то попробует ввести санкции против российской атомной подводной лодки!
Подлодки - незаменимая вещь с военно-экономической точки зрения.
Автор: А. Игнатьева