USD 97.2568

+0.24

EUR 106.0844

+0.41

Brent 74.44

-0.05

Природный газ 2.348

-0.03

4 мин
...

Срок сдачи ледокола «Арктика» может быть сдвинуть из-за сломавшегося двигателя

Поломка двигателя произошла 4 февраля 2020 г. в ходе  швартовых испытаний.

Срок сдачи ледокола «Арктика» может быть сдвинуть из-за сломавшегося двигателя

Санкт-Петербург, 19 фев - ИА Neftegaz.RU. 1 из гребных электродвигателей на проходящем испытания атомном ледоколе «Арктика» после поломки 4 февраля 2020 г. признали не подлежащим восстановлению. Возможно ледокол придется ставить в док для замены двигателя, которая может занять не менее полугода. Росатом, чтобы избежать длительного простоя судна, рассматривает вариант принять его с неисправным двигателем под обязательства верфи провести ремонт. Тогда мощность «Арктики» временно снизится на 1/3, до 40 МВт.

Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который сломался в начале февраля в ходе швартовых испытаний, видимо, не удастся восстановить, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Это подтверждает и краткая справка, подготовленная по итогам заседания расширенной комиссии от 14 февраля 2020 г.
Так, представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ) заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено 4 фазы из 6).
Представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), которые занимались разработкой системы электродвижения, считают, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя.
Однако в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винят скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД.
Окончательная причина будет озвучена комиссией 20 февраля 2020 г.

На «Арктике» 3 гребных вала, на каждом установлены 2 двигателя по 10 МВт.
Из строя вышел 1 из них.
2 двигателя на среднем валу были успешно испытаны, прежде чем произошел инцидент с ГЭД на правом валу.
Если двигатель не удастся починить на борту, для замены придется ставить ледокол в док и вскрывать корпус, что приведет к существенной задержке сдачи судна.

Тезисы главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) А. Рахманова:
  • ничего катастрофического не произошло:
  • независимо от того, где будут проводится работы - на борту или в доке - в компании есть понимание, что делать при любом из вариантов;
  • не вижу рисков переноса сроков передачи ледокола, намеченной на май 2020 г.
Если причиной случившегося стал скачок напряжения, это ставит под вопрос корректность проектирования систем.
Скачки напряжения регулярно происходят при эксплуатации, тем более в суровых арктических условиях и для их компенсации ставятся частотные преобразователи и предохранители.
По другой информации предохранители есть, но не спасли ГЭД.

Окончательно от надежд восстановить ГЭД, не разрезая корпус, еще не отказались, специально для этого подключены дополнительные эксперты.
При этом сообщается о довольно существенных повреждениях и скорее всего, бессмысленно говорить о восстановлении, нужно менять двигатель с учетом, что корпус ГЭД не съемный, нельзя его вскрыть и поставить заплатку.
По разным оценкам на создание нового ГЭД может уйти 12–18 месяцев, хотя теоретически могут быть использованы и двигатели, предназначенные для следующих серийных ледоколов проекта 22220 «Урал» и «Сибирь».
В любом случае, замена ГЭД потребует значительного времени, речь идет о 6-18 месяцах.

При этом на данный момент не исключено, что Росатом может принять ледокол и с неисправным правым ГЭД.
Такое решение потребует и снижения нагрузки с левого винта, то есть мощность временно составит 40 МВт.
Возможно, будет найден юридический компромисс, и ледокол примут под обязательства устранения неисправности в будущем.
Иначе «Арктика» будет простаивать еще 1 год.
Сейчас на ледоколе, несмотря на поломку, продолжается программа испытаний.

Напомним, что срок ввода в эксплуатацию многострадальной «Арктики» несколько раз переносился.
Так первоначально его строительство планировалось завершить в 2017 г., а затем в 2019 г.
В июле 2017 г. пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что не видит проблемы в связи с небольшим сдвигом по сроку сдачи ледокола «Арктика».
Тогда сообщалось, что В. Путин перенес его на 2019 г. и поручил принять кадровые и организационно-управленческие решения из-за срыва ранее намеченных сроков.
График строительства был перенесен в связи с задержкой поставки паротурбинных установок.
В результате конфликта властей Украины и РФ пришлось менять поставщика турбин.
После госпереворота 2014 г. на Украине Харьковский турбинный завод не мог поставлять турбины, и поставщика заменили на КировЭнергоМаш.

Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 заложен на стапеле А Балтийского завода в ноябре 2013 г.
Спуск «Арктики» состоялся 16 июня 2016 г.
Всего Балтийский завод по контракту с Росатомфлотом строит 3 атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь»и «Урал».
Атомоходы будут оснащены 2 - реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200.
Удобная 2 - осадочная конструкция судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Ожидается, что «Арктика» будет проводить суда в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье р. Енисей и Обской губе.
Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Ледокол «Арктика» вышел в Балтийское море на ходовые испытания 12 декабря 2019 г.
14 декабря 2019 г. 1й этап ходовых испытаний был успешно завершен.
Комплексные испытания стартовали в начале 2020 г.

Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220:
  • длина - 173,3 м;
  • длина по КВЛ - 160 м;
  • ширина - 34 м;
  • ширина по КВЛ- 33 м;
  • высота борта на миделе до ВП - 15,2 м;
  • осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м;
  • минимальная рабочая осадка - 8,55 м;
  • водоизмещение - 33,54 тыс т;
  • назначенный срок службы - 40 лет;
  • экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.



Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram