Санкт-Петербург, 19 фев - ИА Neftegaz.RU. 1 из гребных электродвигателей на проходящем испытания атомном ледоколе «Арктика» после поломки 4 февраля 2020 г. признали не подлежащим восстановлению. Возможно ледокол придется ставить в док для замены двигателя, которая может занять не менее полугода. Росатом, чтобы избежать длительного простоя судна, рассматривает вариант принять его с неисправным двигателем под обязательства верфи провести ремонт. Тогда мощность «Арктики» временно снизится на 1/3, до 40 МВт.
Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который сломался в начале февраля в ходе швартовых испытаний, видимо, не удастся восстановить, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Это подтверждает и краткая справка, подготовленная по итогам заседания расширенной комиссии от 14 февраля 2020 г.
Так, представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ) заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено 4 фазы из 6).
Представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), которые занимались разработкой системы электродвижения, считают, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя.
Однако в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винят скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД.
Окончательная причина будет озвучена комиссией 20 февраля 2020 г.
На «Арктике» 3 гребных вала, на каждом установлены 2 двигателя по 10 МВт.
Из строя вышел 1 из них.
2 двигателя на среднем валу были успешно испытаны, прежде чем произошел инцидент с ГЭД на правом валу.
Если двигатель не удастся починить на борту, для замены придется ставить ледокол в док и вскрывать корпус, что приведет к существенной задержке сдачи судна.
Тезисы главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) А. Рахманова:
- ничего катастрофического не произошло:
- независимо от того, где будут проводится работы - на борту или в доке - в компании есть понимание, что делать при любом из вариантов;
- не вижу рисков переноса сроков передачи ледокола, намеченной на май 2020 г.
Скачки напряжения регулярно происходят при эксплуатации, тем более в суровых арктических условиях и для их компенсации ставятся частотные преобразователи и предохранители.
По другой информации предохранители есть, но не спасли ГЭД.
Окончательно от надежд восстановить ГЭД, не разрезая корпус, еще не отказались, специально для этого подключены дополнительные эксперты.
При этом сообщается о довольно существенных повреждениях и скорее всего, бессмысленно говорить о восстановлении, нужно менять двигатель с учетом, что корпус ГЭД не съемный, нельзя его вскрыть и поставить заплатку.
По разным оценкам на создание нового ГЭД может уйти 12–18 месяцев, хотя теоретически могут быть использованы и двигатели, предназначенные для следующих серийных ледоколов проекта 22220 «Урал» и «Сибирь».
В любом случае, замена ГЭД потребует значительного времени, речь идет о 6-18 месяцах.
При этом на данный момент не исключено, что Росатом может принять ледокол и с неисправным правым ГЭД.
Такое решение потребует и снижения нагрузки с левого винта, то есть мощность временно составит 40 МВт.
Возможно, будет найден юридический компромисс, и ледокол примут под обязательства устранения неисправности в будущем.
Иначе «Арктика» будет простаивать еще 1 год.
Сейчас на ледоколе, несмотря на поломку, продолжается программа испытаний.
Напомним, что срок ввода в эксплуатацию многострадальной «Арктики» несколько раз переносился.
Так первоначально его строительство планировалось завершить в 2017 г., а затем в 2019 г.
В июле 2017 г. пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что не видит проблемы в связи с небольшим сдвигом по сроку сдачи ледокола «Арктика».
Тогда сообщалось, что В. Путин перенес его на 2019 г. и поручил принять кадровые и организационно-управленческие решения из-за срыва ранее намеченных сроков.
График строительства был перенесен в связи с задержкой поставки паротурбинных установок.
В результате конфликта властей Украины и РФ пришлось менять поставщика турбин.
После госпереворота 2014 г. на Украине Харьковский турбинный завод не мог поставлять турбины, и поставщика заменили на КировЭнергоМаш.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 заложен на стапеле А Балтийского завода в ноябре 2013 г.
Спуск «Арктики» состоялся 16 июня 2016 г.
Всего Балтийский завод по контракту с Росатомфлотом строит 3 атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь»и «Урал».
Атомоходы будут оснащены 2 - реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200.
Удобная 2 - осадочная конструкция судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Ожидается, что «Арктика» будет проводить суда в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье р. Енисей и Обской губе.
Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.
Ледокол «Арктика» вышел в Балтийское море на ходовые испытания 12 декабря 2019 г.
14 декабря 2019 г. 1й этап ходовых испытаний был успешно завершен.
Комплексные испытания стартовали в начале 2020 г.
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220:
- длина - 173,3 м;
- длина по КВЛ - 160 м;
- ширина - 34 м;
- ширина по КВЛ- 33 м;
- высота борта на миделе до ВП - 15,2 м;
- осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м;
- минимальная рабочая осадка - 8,55 м;
- водоизмещение - 33,54 тыс т;
- назначенный срок службы - 40 лет;
- экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.
Автор: Д. Савосин