Строительством ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) Северной полюс (СП) займутся Адмиралтейские верфи (входят в ОСК).
Об этом 9 октября 2017 г. сообщает Коммерсант со ссылкой на неназванные источники на судостроительном заводе.
Это не новость.
Еще в июле 2016 г ССЗ Адмиралтейские верфи на сайте госзакупок размещали запрос №31603942687 на Выполнение работ по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на проектирование и постройку научно-исследовательского судна (НИС) и ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП).
Если проект НИС предполагалось изготовить на замену Михаилу Сомову, то ЛСП СП - это был новый, не имеющий аналогов проект.
Исполнителем выступал Судоимпорт с максимальной стоимостью контракта 30 млн рублей.
ЛСП СП предназначено для изучения бассейна Северного ледовитого океана взамен дрейфующих на льдинах научных обсерваторий типа «Северный полюс», не зависящих от изменений климатических условий.
Строительство ЛСП СП необходимо для продолжения исследований на фоне таяния льда в Арктике.
Из-за глобального потепления ученым сегодня сложнее найти достаточно стабильную льдину для организации долговременной дрейфующей станции.
ЛСП СП будет иметь свою специфику.
Геологические, ионосферные, аэрологические наблюдения с ЛСП проводить удобнее и легче, чем со льда, так как для них нужны лебедки и тяжелая техника, использовать которую на льдине невозможно.
Изучать дрейфующий лед можно только со льда.
При этом, на расстоянии до 0,5 км от ЛСП будут созданы временные лагеря для исследования льда и морских течений.
Это еще в мае 2017 г анонсировал на брифинге начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета В. Соколов.
ЛСП СП будет представлять собой специализированное научно-исследовательское судно (НИС), типа самоходной баржи.
Использование экономичного двигателя, мощных лебедок для зондирования океана, обогреваемого отверстия в днище и тд, делают ЛСП более эффективным и экономичным, чем вмороженный ледокол, но мореходные качества ЛСП будут уступать ледоколам.
В Арктике ныне используют не только ледовые обитаемые дрейфующие станции типа Северный полюс.
Сейчас зарубежные исследователи устанавливают роботизированные исследовательские буи.
Обитаемая дрейфующая ЛСП СП будет более эффективна в комплексе с такими автономными роботизированными дрейфующими измерительными системами.
Плавучая обсерватория будет построена для нужд Росгидромета.
И если в 2015 г С. Донской еще сомневался в реализации проекта из-за отсутствия финансов у государства, то сегодня уже точно ясно - деньги на это дело выделены будут.
Из федерального бюджета Адмиралтейские верфи получат порядка 7 млрд рублей.
В мае предполагалось, что стоимость ЛСП СП составит около 6 млрд рублей.
Тогда было неизвестно, кто будет строить эту платформу.
Предполагалось выбрать предприятие, российское или зарубежное, которое предложит наименьшую цену строительства.
Ныне средства уже заложены в актуализированной программе по развитию Арктики.
Документ был одобрен правительством РФ в августе 2017 г.
Реализация проекта в 2018–2020 гг уже учтена в стапельном расписании Адмиралтейской верфи.
В госпрограмме по развитию Арктики предполагается, что обсерватория СП будет сдана в эксплуатацию в рамках реализации 2го этапа в 2018 по 2020 гг.
На эти годы из федерального бюджета будет выделено 120 млрд рублей.
У Адмиралтейских верфей достаточно опыта для создания морской ледостойкой платформы с ледовым классом Arc8.
Пока не будет построена ЛСП СП, исследовательские работы в Арктике планируется вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) учеными из Германии, России и США на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна (НИС) ледового класса Arc8 «Поларштерн».
Его дрейф запланирован на 2019–2020 гг.
Дрейфующие станции Северный полюс используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды и т. д.
В Росгидромете заявили, что обсерватория нужна для наблюдений в связи с потеплением климата в Арктике, так как там сократилось число многолетних льдов толщиной 2–3 м, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций.
Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива 2-3 года, встроенное оборудование, вертолетную площадку и срок службы 25 лет.
Работа 1й в мире советской дрейфующей станции СП-1 началась в июне 1937 г в 20 км от Северного полюса.
Оборудование и имущество станции было выгружено с ледокола. Длительность экспедиции, за время которой льдина в дрейфе прошла 2000 км, составила 9 месяцев.
Российская дрейфующая станция Северный полюс-2015 (СП-2015) официально начала работу 19 апреля 2015 г
Основная цель работы нынешней СП - изучение проявления изменений в Арктике, связанных с глобальным потеплением.