Об этом Ростех сообщил 21 декабря 2023 г.
Цистерна для нафтила
Вагон-цистерна модели 15-5107 предназначен для транспортирования светлых нефтепродуктов, в частности нафтила, под избыточным давлением азота по магистральным железным дорогам колеи 1520.Модель разработана в рамках госконтракта с Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) для обеспечения транспортировки, хранения и выдачи ракетного топлива (нафтила) на космодроме Восточный.
Характеристики вагона-цистерны модели 15-5107:
- емкость выполнена из коррозионностойкой стали,
- элементы оборудования, контактирующие с нафтилом, нейтральны, что обеспечивает чистоту и качество перевозимого продукта,
- цистерна герметична,
- слив-налив верхний,
- рабочее давление 0,5 МПа,
- вместимость котла не менее 85 м3,
- эксплуатационная надежность в диапазоне температур окружающего воздуха от -60°С до +50°С,
- назначенный срок службы 28 лет.
При проектировании использовались конструкции разъемных соединений, обеспечивающих полное отсутствие утечек продукта при рабочем давлении.
В работе вагона-цистерны применяются только чистые кондиционные газы, таким образом, вредного воздействия на окружающею среду сбросы в атмосферу не оказывают.
Вагон-цистерна полностью соответствует безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением.
Тезисы от гендиректора Уралкриомаша Д. Скоропупова:
- изготовленное изделие абсолютно новое в линейке продукции предприятия,
- разработан вагон-цистерна по индивидуальному техническому заданию заказчика,
- аналога данной модели вагона для транспортировки нафтила на сегодняшний день в России нет.
Нафтил
Нафтил - экологически безопасный вид углеводородного горючего для ракет-носителей, производимый с применением полимерных присадок.За счет этого уменьшатся вредные выбросы и увеличится выводимая на орбиту полезная нагрузка.
Поставщиком нафтила для Роскосмоса с 2018 г. является Роснефть, топливо выпускается на Ангарской нефтехимической компании, это единственный производитель нафтила в мире.
Одной из основных причин перехода с керосина (Т-1) на нафтил (РГ-1) стало истощение Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае, из нефти которого производился керосин для маршевых двигателей ракет Союз-2.
Роскосмос осуществил последовательный переход с керосина на нафтил:
- использование нафтила как топлива началось в октябре 2017 г.,
- на начальном этапе нафтилом заправляли 3ю ступень ракеты-носителя Союз-2.1б и 2ю ступень Союза-2.1в,
- последний Союз-2 с Восточного с 1й и 2й ступенями, заправленными керосином, стартовал в октябре 2021 г.,
- тогда же ЦЭНКИ приступил к переводу оборудования систем заправки стартового комплекса Союз на Восточном с керосина на нафтил, завершились они в марте 2022 г.
- в октябре 2022 г. с космодрома Восточный стартовала ракета-носитель Союз-2.1б, все 3 ступени которой были заправлены нафтилом.
- в мае 2023 г. был произведен 2й пуск ракеты семейства Союз-2 - Союз-2.1а - полностью на нафтиле.