Об этом сообщил Ъ со ссылкой на источники.
Русхимальянс рассматривает закупку 3х газовых турбин ГТД-110М (одна из них резервная) у ОДК Ростеха.
Их установят вместо японских ГТД H100 мощностью около 120 МВт производства Mitsubishi Heavy Industries (MHI), отказавшейся от выполнения контракта на фоне антироссийских санкций.
Компрессоры для проекта, которые также должны были поставить японцы, могут заказать у Казанькомпрессормаша.
По мнению экспертов:
- изменение состава критического оборудования на российское может сдвинуть запуск проекта на 12–15 мес.
- меньшая маневренность ГТД-110М негативно сказаться на выпуске сжиженного природного газа (СПГ).
Напомним, что в рамках реализации проекта за проектирование, поставку ключевого оборудования и строительство объектов ГПК КПЭГ в рамках подписанных ЕРС-контрактов отвечал консорциум Linde GmbH и Renaissance Heavy Industries LLC.
Linde в конце 2021 г. заключила контракт с MHI на 4 газовые турбины H100 и 10 центробежных компрессоров.
21 июня 2022 г., после начала военных действий на Украине, Linde отказалась от выполнения контракта.
Теперь компрессоры планируется заказать у Казанькомпрессормаша.
Однако в линейке производителя нет машин под ГТД-110М.
Источники утверждают, что необходимо разработать более мощные компрессоры, но сколько это займет времени – пока неясно.
ГПК КПЭГ в пос. Усть-Луга
Комплекс по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) в пос. Усть-Луга Ленинградской области станет крупнейшим газоперерабатывающим заводом (ГПЗ) в России и одним из самых мощных в мире (45 млрд м3 газа/год).Также предприятие станет лидером по объему производства СПГ в Северо-Западной Европы (2 линии общей мощностью 13 млн т СПГ/год).
В октябре 2021 г. компания объявила, что будет и 3я линия на 6,5 млн т.
1ю линию предполагалось запустить в конце 2024 г., 2ю - в 2025 г., 3ю линию, по неофициальной информации, - в 2026 г.
Источником сырья для проекта должны стать старые месторождения Западной Сибири, где добывают большое количество этансодержащего (жирного) газа.
В результате его переработки планируется выпускать:
- до 4 млн т этана;
- 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ)/год.
Оператором ГКХ КПЭГ является Балтийский Химический Комплекс, дочка РусГазДобычи.
Строительство ГПК КПЭГ стартовало 21 мая 2021 г., в настоящее время идет закупка оборудования, ведутся начальные строительно-монтажные работы.
Изменение пула поставщиков:
- означает внесение серьезных изменений в проектную документацию,
- потребует повторного прохождения госэкспертизы.
ГТД-110М
ГТД-110М - серийный газотурбинный двигатель большой мощности, предназначенный для использования в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок на генерирующих объектах ЕЭС России.Разработчики - компании Интер РАО, Роснано (ИЦ Газотурбинные технологии) и ОДК-Сатурн - дочка Госкорпорации Ростех.
Изготовитель - ОДК-Сатурн в г. Рыбинске Ярославской области.
Двигатель предназначен для привода электрогенераторов в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок электрической мощностью 115 МВт.
Характеристики турбины ГТД-110М:
- мощность - 110 МВт,
- электрический КПД - 35,11%,
- расход выхлопных газов – 352,8 кг/с,
- температура газов - не менее 517℃,
- не имеет отечественных аналогов в классе 90 - 130 МВт,
- масса и габариты турбины примерно в 1,5-2 раза меньше зарубежных аналогов.
В январе 2023 г. ГТД успешно прошел испытания на Ивановских ПГУ.
С 2024 г. предполагается серийный выпуск ГТД - 2 ед./год.
Сервисное обслуживание установок будет осуществляться компанией ОДК-Турбины большой мощности - дочка ОДК.
Полноценная замена H100?
Эксперты утверждают:- турбину ГТД-110М нельзя назвать полноценной заменой Н100 MHI, которая находится в коммерческой эксплуатации с 2010 г.;
- Н100 - это двухвальная турбина (двухвальное исполнение дает большую маневренность турбины), готовая для работы в качестве механического привода, в т.ч. на крупных СПГ-заводах на 4–6 млн т/год;
- ГТД-110М - одновальная машина, которую изначально создавали только для работы в составе электростанций;
- использовать ГТД-110М для привода компрессоров теоретически можно, но риски такого решения оценить трудно, поскольку механическому приводу нужен широкий диапазон регулирования частоты по определению.