Об этом сообщил вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса Русатом Оверсиз А. Москвин на бизнес-вебинаре о развитии рынка водородной энергетики.
Впрочем, эти идеи продвигались и в рамках 24 конференции Нефть и газ Сахалина 2020 г.
Тезисы А. Москвина:
- поезда пойдут в рамках реализации пилотного проекта по запуску водородного транспорта.
- для развития водородного направления необходимо запускать пилотные проекты.
- пилотные проекты позволят отработать:
- в рамках пилотного проекта на Сахалине организуют полноценное железнодорожное сообщение с использованием 7 поездов на водородных топливных элементах;
- сейчас ведется разработка ТЭО проекта:
остаются вопросы по экономике проекта
- прорабатывается возможность участия государства.
- ни один пилотный проект в мире в области водородной энергетики не реализовывался без мер государственной поддержки.
Поезда на водородном топливе.
Это не фантастика.В 2018 г. в немецкой земле Нижняя Саксония ввели в эксплуатацию пилотный проект 1го в мире поезда Coradia iLint на водородном топливе.
Разработчик технологии - немецкая LHB, ныне дочка французской Alstom.
Alstom и Siemens создают СП для производства железнодорожного транспорта.
В 2021 г. общее количество поездов на водородных элементах, используемых в Нижней Саксонии, составит 15.
Характеристики поезда:
- расстояние без дозаправки - 1 тыс. км;
- скорость до 140 км/час;
- резервуары, где водород хранится под давлением 35 тыс кН/м2 в газообразном состоянии, размещены на крыше вагонов.
Соглашение о сотрудничестве
РЖД, Росатом, Трансмашхолдинг и власти Сахалинской области подписали на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 г. соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах. Ответственность сторон:
- Росатом
- РЖД - заказчик и эксплуатирующая поезда организация.
- Трансмашхолдинг - разработка и изготовление водородного поезда.
- власти Сахалинской области - поддержка проекта.
Летом 2019 г. А. Москвин заявлял:
- Росатом» к 2050 г. планирует производить до 50 млн т/год водорода, обеспечивать около 10 % мирового потребления;
- опыт и компетенции Росатома в ядерных технологиях и возможности РФ в области энергогенерации делают планы обоснованными;
- РФ - один из лидеров в обеспечении мировой энергетики и должна сохранить это лидерство даже с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры;
- страны, где будет высок спрос на водород, не могут, да и не планируют полностью обеспечивать себя сырьем;
- основные перспективные экспортные направления Росатома по водороду: Японию, Китай, Южная Корея, Индия и Европа;
- в среднесрочной перспективе топливный баланс энергетического сектора в ближайшее 10-летие не изменится. Говорить о водороде как об энергетическом агенте в РФ можно будет после 2030 г.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина