Разрушит ли водород «ископаемую» энергетику? - на Neftegaz.RU
...

Разрушит ли водород «ископаемую» энергетику?

Разрушит ли водород «ископаемую» энергетику?

Кислородно-водородную смесь, как самую энергетически емкую, предлагал использовать в двигателях еще К. Циолковский в 1903 г.

ИА Neftegaz.RU. Возведение огромных «полей» офшорных ветряков, строительство солнечных электростанций, разработка накопителей Tesla, подземное хранение СО2 - все это вехи Energiewende (энергетического перехода) и декарбонизации на пути к «зеленой», низкоуглеродной энергетике будущего.
Но в цепочке новых веяний есть звено, которое выделяется особенно - это самый распространенный элемент во Вселенной. Водород.

Кислородно-водородную смесь, как самую энергетически емкую, предлагал использовать в двигателях еще К. Циолковский в 1903 г., но тогда эта идея так и осталась идеей.
Сегодня все меняется:
  • водород уже применяют как топливо для автомобилей, реактивных самолетов, торпед и ракет, 
  • по оценкам экспертов, вокруг водородного топлива через 30 лет возникнет индустрия с годовым оборотом в 2,5 трлн долл. США и 30 млн рабочих мест, которая вытеснит почти 20% ископаемых энергоносителей из мировой экономики.
Мировой спрос на чистый водород на начало 2021 г. составлял  около 70 млн тонн / год.
Около 76% водорода производится из природного газа.
Это порядка 205 млрд м3/год природного газа.
Технология - процесс паровой конверсии метана (steam methane reforming - SMR).
Это основной техпроцесс получения водорода на НПЗ при производстве аммиака и метанола.

К 2050 г. доля водорода в мировом энергетическом балансе может составить 7 % -  24 % при реализации различных сценариев декарбонизации экономики.

Беспрецедентное развитие водородной энергетики исходит не только от делового мира, но и от правительств по всему миру.
В 2017 г. власти Японии решили построить водородное общество.
В 2018 г. власти Южной Кореи анонсировали национальную дорожную карту по развитию водородной отрасли промышленности.
В 2019 г. Германия обнародовала долгосрочную стратегию по водороду в рамках своих усилий по сокращению выбросов парниковых газов и объявила о создании национального совета по водороду.
К июню 2019 г. многие страны мира, в том числе Китай, объявили о 50 дорожных карт, поддерживающих водород, при этом большинство из них сосредоточено на транспорте.

8 июля 2020 г. ЕК ЕС анонсировала водородную стратегию
(Building a hydrogen economy for a climate-­neutral Europe).
Одновременно начал деятельность Альянс по развитию «чистого» водорода (Сlean Hydrogen Alliance).

В РФ в июне 2020 г. в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. было анонсированы  положения направления «Водородная энергетика» в области:
  • производства, транспортировки и хранения водорода, 
  • нормативно-­правовой базы, 
  • развития международного сотрудничества. 
Согласно Стратегии эксопрт водорода из РФ составит:
  •  к 2024 г. - 0,2 млн т/год,
  • к 2035 году – 2 млн т/год.
Любопытно,что  целевые показатели для внутреннего рынка не предусмотрены.
Вероятно, предполагается, что экономика РФ еще долго будет сидеть на нефтяной игле.


Водород имеет гораздо более высокую плотность энергии (33 кВт*ч / кг), чем батареи (около 1 кВт*ч / кг),  чем бензин и дизельное топливо (около 12 кВт:ч / кг), что делает его особенно эффективным для транспорта и в качестве мобильного энергоносителя.

Масштабного перехода транспорта на водород пока не случилось лишь по одной причине - стоимость 1 км пробега на водороде намного выше, чем на обычном топливе, но технологии не стоят на месте и получение дешевого водорода не за горами.

Различия серого, голубого и зеленого водорода

Grey Hydrogen Blue Hydrogen Green Hydrogen
Main Production Routes • Steam Methane Reforming (SMR)
• Coal Gasification
• SMR + CSS
• Coal Gasification + CSS
• Electrolysis Using Renewables
CO2 Emissions High Low Zero
Current Cost Low High High
Social Acceptance Low Mid High

О новых разработках в сфере производства и использования водородного топлива читайте в нашем сюжете.

Новости сюжета